![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сезонный характер производства услуг
Важнейшей особенностью предприятий сферы сервиса и особенно бытового обслуживания населения, в значительной мере определяющей организационные формы технологических процессов, а также выбор и количество устанавливаемого оборудования, является сезонный характер спроса на услуги и, следовательно, неравномерное поступление заказов в течение года. Особенно резкие колебания в поступлении заказов наблюдаются по таким видам услуг, как ремонт и пошив обуви (подъем потребления услуг в осенне-зимний период и относительная стабильность в летние месяцы), одежды (наибольший спрос на услуги в весенний и осенний и спад в летний период на пошив верхней одежды, головных уборов, изделий из меха), химическая чистка и крашение (пик заказов приходится на март-апрель, август-сентябрь в связи с подготовкой к летнему и зимнему сезонам), фотоуслуги (приток заказов в период начала отпусков, поступления в вузы, окончания школы и т.д.), ремонт и строительство жилья (спрос в основном в период с мая по сентябрь, некоторые виды ремонта (автотранспорт) и другие. Сезонный характер производства услуг оказывает большое влияние на организацию работы предприятия, ухудшая его технико-экономические показатели. Сезонность производства приводит к нерациональному использованию оборудования. В периоды сезонных спадов часть оборудования простаивает, а в периоды максимальной загрузки порой не производятся профилактические осмотры и текущие ремонты оборудования, что приводит его к преждевременному износу. Кроме того, часто при проектировании предприятий необходимое оборудование рассчитывается не на среднемесячный объем работ, а на периоды максимальной загрузки. В этих случаях уже сам проект предполагает значительное недоиспользование мощностей. Нерационально используется время работников предприятия. Резкие перепады в объемах выполняемых работ приводят к значительным простоям рабочих во время сезонных спадов. В период сезонных спадов происходит увеличение себестоимости единицы услуги в связи с увеличением доли условно-постоянных расходов в себестоимости в расчете на услугу. Таким образом, на сезонные колебания спроса на услуги, а, значит, и загрузки предприятий, влияют два типа факторов: ∙ неуправляемые, на которые предприятие повлиять не в силах, а именно времена года, праздники, половозрастной и национальный состав населения в различных территориальных областях, число рабочих дней в месяце, климатические и территориальные особенности, уровень доходов населения; ∙ управляемые, которые можно изменить при помощи организационно-технических мероприятий и с помощью них сгладить сезонные колебания при производстве услуг. Для сглаживания сезонных колебаний спроса на услуги можно предложить следующие мероприятия в зависимости от специфики производства услуг на конкретном предприятии: ∙ развитие новых прогрессивных форм обслуживания населения в периоды спада поступления заказов (прием заказов на дому, выездное обслуживание, абонементное обслуживание); ∙ организация маркетинговой службы предприятия сферы сервиса, изучение спроса, реклама, то есть все меры, призванные заинтересовать потребителя в получении услуг в месяцы недогрузки предприятий; ∙ регулирование сезонных цен на услуги (снижение действующих цен в периоды сезонных спадов или сочетание этого снижения с некоторым их повышением в периоды максимальной загрузки предприятия заказами); ∙ изменение режима работы и сменности приемных пунктов, ателье, мастерских в периоды сезонных спадов и пиков; ∙ предоставление скидок клиентам при увеличении сдаваемого ими объема заказов в периоды падения спроса на услуги.
|