Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор и проверочный расчет шпонок
Для соединения вала с деталями, передающими вращение, в штучном и мелкосерийном производстве часто применяют призматические шпонки (табл. 1) из стали, имеющей σ в > 600 МПа, например из сталей 45, Ст6. Длину шпонки назначают из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины ступицы (примерно на 5-10 мм). Напряжение смятия узких граней шпонки не должно превышать допускаемого, т.е. должно удовлетворяться условие
где F = ; Т – передаваемый вращающий момент, Н · м; d – диаметр вала в месте установки шпонки; площадь смятия Асм = (h – t1)lр; lр – рабочая длина шпонки: для шпонки с плоскими торцами lр = l, при скругленных торцах lр = l – b; при стальной ступице и спокойной нагрузке допускаемое напряжение смятия [σ ]см ≤ 100 МПа; при колебаниях нагрузки следует снижать [σ ]см на 20 – 25%; при ударной нагрузке снижать на 40 – 50%; для насаживаемых на вал чугунных деталей приведенные значения [σ ]см снижать вдвое. С учетом приведенных выше значений F и Асм представленную формулу приводят к виду Если при проверке шпонки σ см окажется значительно ниже [σ ]см, то можно взять шпонку меньшего сечения – как для вала предыдущего диапазона диаметров, но обязательно проверить ее на смятие. Если же σ см окажется больше [σ ]см, то допускается установка двух шпонок под углом 180° (предполагается, что каждая шпонка воспринимает половину нагрузки), однако рациональнее перейти на шлицевое соединение. Для относительно тонких валов (диаметром примерно до 44 мм) допускается установка сегментных шпонок (табл. 8.10). На срез шпонки проверяют по формуле:
где b – ширина шпонки, мм; ≈ 0, 6[σ ]см
Таблица 1. Шпонки призматические (по ГОСТ 23360-78, с сокращениями). Размеры в мм.
Рисунок 1. Основные размеры шпоночного соединения.
Рисунок 2. Минимальное расстояние х от впадины зуба до шпоночной канавки
1.Шпонка на выходном конце вала шестерни. Расчет на смятие.
Твш = 57, 1·103 Н·мм, d1ш = 22 мм, b = 6мм, h = 6 мм, t1 = 3, 5 мм, t2 = 2, 8 мм. Длина ступицы шкива L = 40 мм. Длина шпонки из ряда l =32 мм. lр = 32 – 6 = 26мм. σ см = = 79, 86 МПа. Шпонка не сминается.
2.Шпонка под шестерней. Для определения способа соединения шестерни с валом надо рассчитать расстояние х от впадины зуба до шпоночной канавки. df = 45 мм, d3ш = 32 мм, t2 =3, 3 мм, mn = 2, 0 мм.
Х = мм.
Расстояние х должно быть не менее 2, 5 mn = 2, 5·2, 0 = 5 мм. Т. к. х меньше 2, 5 mn то шестерню следует выполнить заодно с валом. Под шестерней шпонки нет.
3.Шпонка под колесом. Расчет на смятие.
Твк = 219·103 Н·мм, d3к = 48 мм, b = 14мм, h = 9 мм, t1 = 5, 5 мм, t2 = 3, 8 мм. Длина ступицы кол. lст = 72 мм. Длина шпонки из ряда l =63 мм. lр = 63 –14 = 49мм.
σ см = = 53, 2 МПа. Шпонка не сминается.
4.Шпонка на выходном конце вала колеса. Расчет на смятие.
Твк = 219·103 Н·мм, d1к = 36 мм, b = 10мм, h = 8 мм, t1 = 5, 0 мм, t2 = 3, 3 мм. Длина ступени равна длине полумуфты lст =80 мм. Длина шпонки l =70 мм. lр =60мм
σ см = = 67, 6 МПа. Шпонка не сминается.
|