Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священномученик Иоанн (пашин), епископ рыльский
Память 26 февраля / 11 марта (в високосный год – 10 марта) в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Белорусских и Курских святых В миру Иван Дмитриевич Пашин, родился 8 / 21 мая 1881 года в семье священника в городе Петриков Гомельской области. О детстве и юности его известно мало. Как и большинство его сверстников, происходивших из духовного сословия, он часто посещал храм Божий, обучался церковному пению, затем поступил в Минскую духовную семинарию, где учился очень хорошо. В 1901 году он окончил семинарию и был рукоположен во иерея, направлен в церковь села Князь-Озеро Мозырского уезда (ныне деревня Красное Озеро Солигорского района). В феврале 1903 года перемещен к церкви Скрыгалово того же уезда. Летом 1909 года назначен настоятелем церкви великомученика Георгия Победоносца села Прилепы Минского уезда. Местные прихожане долго помнили его как пастыря доброго, рачительного, строго относившегося к своим обязанностям[7]. Организовал при церкви продажу молитвословов и книг духовного содержания. На территории прихода действовало пять церковноприходских школ при его попечительстве. 21 ноября / 4 декбря 1910 года при Прилепской церкви во имя иконы Божией Матери Иверской отец Иоанн положил начало образованию приходского общества трезвости, которое каждый год увеличивалось и переросло в Братство Трезвости со своим уставом, гимном, знаменем-хоругвью. Сразу же, как только о. Иоанн приступил к служению в Прилепы, он намеревался сделать ремонт церкви, и в 1912 году был составлен план и смета на постройку новой каменной церкви, так как старая уже не вмещала молящихся. В феврале 1913 года Священный Синод отпустил деньги, и сразу начались строительные работы. Несмотря на трудности, постройка новой церкви в основном была закончена в 1914 году. В это время началась Первая мировая война. От тяжёлой болезни умерла в 1915 году матушка Антонина Васильевна, и овдовевший отец Иоанн остался с двумя несовершеннолетними детьми - сыном Василием и дочерью Надеждой. В 1915 году возле церкви был устроен цементный водоём для освящения воды и возле него установлен крест с иконой святого Иоанна Крестителя, в том же году на новую церковь были подняты золочёные кресты. Новоустроенная церковь была освящена 21 августа / 3 сентября 1916 года епископом Слуцким Феофилактом. В этом же году в приходе открываются ещё две церковно-приходские школы в деревнях Богуте и Усяже. При содействии отца Иоанна в 1921 году новую церковь украсил иконостас, ранее принадлежавший Свято-Духову храму Минского монастыря, закрытого большевиками. 13 / 26 марта 1923 года хиротонисан во епископа Мозырско-Туровского, викария Минской епархии. Хиротонию в Минском Петропавловском соборе совершили епископы Минский Мелхиседек (Паевский), Вяземский Венедикт (Алентов) и Гжатский Феофан (Березкин). Через несколько дней после хиротонии епископ Иоанн выехал в Петриков, откуда был родом. Часто выезжал на приходы вверенного ему викариатства, указывая при встречах с православными верующими на то, что во взаимоотношениях с властями " нужен мир, спокойствие и послушание". Делал все возможное на поприще духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В Петрикове, по воспоминаниям Андрюк А. М., владыку Иоанна люди запомнили высоким русоволосым человеком с голубыми глазами. Он любил Бога и людей, был добрым, заботливым, когда появлялось время, любил петь на клиросе. Однажды, когда владыка стоял на клиросе, местный житель Лапето выстрелил в епископа, но певчая Антонина закрыла пастыря собой и была ранена. Весной 1925 года у владыки возникают недоразумения с властями из-за того, что он часто и много служил в приходских храмах своего викариатства, а у себя дома в Петрикове устроил нечто вроде церковно-приходской школы. В определённые дни к нему приходили дети из соседних деревень, и он разучивал с ними церковные песнопения. В постановлении о привлечении владыки к следствию читаем: " Пашин устроил у себя на квартире преподавание Закона Божия малолетним детям... подрывал авторитет советской школы". Епископа Иоанна допрашивали дважды. Во время допросов он держался мужественно, сохраняя должное спокойствие духа. О себе он свидетельствовал в таких словах: "... Я, как человек сильных и твёрдых убеждений религиозных, и как епископ, веду работу в пределах, установленных советской властью законов..." Прокурор дал следующее заключение по делу епископа Иоанна Пашина: " Принимая во внимание, что, несмотря на отсутствие в деле достаточных улик для предания обвиняемого суду, пребывание Пашина Ивана Дмитриевича в пределах БССР, как погранполосе, является в настоящее время социально опасным. А потому полагал бы, что гражданин И. Д. Пашин, епископ Мозырско-Туровского викариатства, должен быть подвергнут выселению через Особое Совещание при ОГПУ из пределов Западного Края..." Резолюцию прокурора не замедлили привести в действие. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 года владыка Иоанн был лишён права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова. Из воспоминаний жителей Петрикова известно, что в Великий Четверг 1926 года епископ Иоанн отслужил последнюю перед арестом Божественную литургию в родном городе. Закончив службу, испросив прощения у прихожан, он сошёл с амвона и, повинуясь представителям властей, вышел из собора. Люди шли вслед за епископом до пристани, а затем долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку Иоанна из Петрикова навсегда. Не желая терять связи со своей епархией, он остановился на жительство в городе Лоеве Гомельской области и тут, как говорится в документах следственного дела, " вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией и распространении контрреволюционных слухов". После этого Особым Совещанием ОГПУ от 18 сентября 1926 года его приговорили к ссылке в Зырянский край[8]. Он пробыл на Севере три года и в августе 1929 года был переведён на так называемое " вольное поселение" в город Рыльск Курской области. Был назначен Рыльским викарием Курского архиепископа Дамиана (Воскресенского). 28 сентября 1932 года снова был арестован, по обвинению в принадлежности к вымышленной организации под названием " Ревнители Церкви", являвшейся плодом измышлений агентов НКВД. По разработанному ими сценарию владыка Иоанн будто бы возглавлял " рыльское объединение" этой организации. В общей сложности по делу о " Ревнителях Церкви" арестовали 413 человек, в число которых вошли: три епископа (кроме владыки Иоанна также были арестованы Курский архиепископ Дамиан (Воскресенский) и Орловский епископ Николай (Могилевский)), 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь, 70 крестьян, 11 бывших дворян и другие лица. Следственное дело, заведенное на арестованных, включило одиннадцать томов из 400-500 страниц каждый. В своих показаниях владыка Иоанн (Пашин) никого не оговорил и виновным себя ни в чем не признал. Во время допроса он свидетельствовал о себе: " В 1929 году, как административно высланный, я, по указанию митрополита Сергия, избрал местом жительства г. Рыльск, проездом туда заезжал к архиепископу Курскому Дамиану, у которого пробыл одни сутки. Дамиан разрешил мне совершать в ссылке богослужения. В бытность мою в Рыльске я с архиепископом Дамианом поддерживал письменные связи официального и частного характера... По поручению Дамиана я рукополагал некоторых лиц во священники". Постановлением Особого Совещения ОГПУ от 7 декабря 1932 года был приговорен к заключению в концлагерь сроком на десять лет. 5 января 1938 года по распоряжению НКВД Архангельской области был приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 11 марта 1938 года. В 1994 году был реабилитирован, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников.
|