Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вечерня и чин прощения.
Вечером во всех храмах совершается необычная вечерня. Начинается она, как великая, вплоть до прокимна, причем, возглашается Великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю». Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя. Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся. Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. После этого торжественный чин как бы прерывается и чтец сразу же читает молитву «Сподоби Господи, вечер сей без греха сохранитися нам…»[30]. В соборе таким образом вечерня совершается часто, однако на сей раз, начиная с последующей затем просительной ектении начинается постовой распев, лишенный ноток украшения, а духовенство переодевается в черное великопостное облачение. Все песнопения и стихиры целиком посвящены наступающему посту, а праздники дня как бы опускаются. После пения стихир «Ныне отпущаеши…» - молитва праведного Симеона не поется, как это бывает чаще всего, а читается (в соборе, впрочем, она читается и на обычной службе – в будние дни) и Трисвятого и прочих молитв ектении, как при обычной вседневной вечерне, не бывает, но чтец читает «Господи помилуй». Таким образом, конец вечерни сокращается, но перед самым окончанием вышедший священник читает молитву прп. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми¸ дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любве даруй мне, рабу Твоему! Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Таким образом вечерня будет совершаться во все дни Великого поста, лишь Великий прокимен будет меняться от Недели к Неделе. Чередоваться будет указанный выше прокимен с прокимном «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи». На этой службе я был в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Сергий Лукин прокимен возглашал о.Евгений Габов, правда, воспеть его так, как воспевали его когда-то покойный протодиакон о.Виктор Курочкин, а также диакон, позже рукоположенный в сан священника и переведенный куда-то в Сибирь, о.Павел Базаров, не получилось…. По окончании службы на амвон вышел Владыка Феогност, который отметил, что мы вступаем на поприще поста, как на подвиг. Пост – не диета, но лекарство, так как при правильном пользовании им, пост позволяет смирять плоть и очищать душу. Насыщая плоть и услаждаясь вкусными кушаньями, человек как бы отягощает себя, а чревоугодие расслабляет волю человека и с невоздержания в пище начинается невоздержание и в других сферах. Поэтому мы исключаем из рациона нашего те или иные продукты, не потому что они скверны, но дабы научиться говорить «нет» своему «хочу». Помимо пищи, мы исключаем из нашей жизни многие развлечения, многие из которых и в мясоед греховны. Впрочем, отлагать грех, злые дела, мысли – это дело всех 365 дней в году, но если мы, воздерживаясь от пищи, продолжаем и казалось бы, постной пищей услаждать чрево, обманывая плоть, дабы не обидеть свое чревоугодие, продолжаем жить расслабленно, то толку от поста нет. Поэтому поститься должен не только желудок, но весь человек, с сугубым вниманием возделывая поле своей души, искореняя сорняки, прорастающие на ней, а также поливая и подкармливая семена Слова Божия, посеянные в нее. К этому поприщу Церковь нас подводила все эти дни, в Неделю о мытаре и фарисее давая нам пример молитвы, в Неделю о блудном сыне – укрепляя отчаявшихся и скорбящих – ведь Бог никого не оставляет, но как сей отец, ждет его возвращения и как в притче, сын едва показался на горизонте, как уже ждущий его отец снова вернул его в дом. Надо лишь оставить тех свиней, коих пасет человек по жизни, под которыми следует разуметь страсти и греховные наклонности. У каждого – свои свиньи и не каждый понимает, что он пал до крайности, сроднившись со скотом, отпав от Благодати, данной ему в доме Отчем. Этим возвращением как раз и должен быть отчасти и грядущий пост. В Неделю же о Страшном Суде напоминалось, что жизнь наша здесь имеет конец и всякое дело будет иметь воздаяние. В начале Господь пришел в образе раба, став человеком, дабы принять страдания и смерть, тогда же Он придет во всей своей славе, дабы воздать каждому по делам и восстановить справедливость, нарушенную при грехопадении творения Его. Все это дается нам накануне поста, дабы мы имели правильное направление духовной жизни, в молитве, посте, воздержании, удерживаясь от пищи и развлечений, воздевая ум к Богу и тем освящая пост наш. Отметил он и то, что в дни поста на службах будут читаться паремии – отрывки из книг Ветхого Завета, в том числе, книги Бытия, начиная от строк о сотворении мира и грехопадении людей. Также он напомнил о традиции накануне начала поста просить друг у друга прощения и заметив, что легко просить прощения у тех, с кем у нас нет обид, но всегда трудно это делать в тех случаях, когда с человеком имеются трения. Но только в случае примирения Бог принимает дары наши. В конце он и сам попросил прощения у духовенства и верующих. После чего начался сам чин прощения, когда верующие подходят к духовенству под благословение и прося прощение. У амвона стояли сам Владыка и о.Сергий Лукин.
|