Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священномученик Петр павлович Любимов
Память 1 / 14 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых Родился 6 / 19 января 1867 года в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Любимова Павла Петровича. У него было две сестры – Олимпиада и Наталия и брат Иван. В августе 1877 года пошёл в подготовительный класс Перервинского духовного училища, которое успешно окончил в 1882 году, после чего поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1888 году. Затем состоял учителем Ваниловской церковноприходской школы Бронницкого уезда. В сентябре 1893 года он перешел в церковноприходскую школу села Вертково того же уезда. Его педагогическая деятельность была отмечена двумя медалями: в 1897 и в 1900 годах.
10 / 23 января 1899 году он бракосочетался в Спасской церкви села Вертково с " крестьянской девицей села Вертково Агапией Ивановной Шишковой, православного исповедания, 20 лет". В декабре родилась дочь - Татьяна, восприемниками девочки были крестьяне - Петр Ремизов и Александра Иванова. Крестил младенца местный священник Иоанн Яковлевич Любимов, он же и совершал бракосочетание. С 1900 года устроился псаломщиком в Москве в храме Николая Плотника на Арбате. В 1902 году у него родилась дочь Клавдия, а в 1903 году – Софья. 26 сентября / 9 октября 1903 году был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. Ровно через год после переезда в Кишкино матушка Агапия Ивановна тяжело заболела чахоткой[36]. Когда состояние все более стало ухудшаться, пригласили священника села Вертково Иоанна Любимова хорошо знакомого и отцу Петру и матушке Агапии, для исповеди и причащения. 30 октября / 12 ноября 1904 г. матушка скончалась. Было ей тогда всего 25 лет. На отпевание и погребение молодой женщины собралось все соседнее духовенство, возглавлял богослужение местный благочинный – Михаил Соловьев, настоятель Успенской церкви села Шубино. 31 марта / 13 апреля 1905 года, через полгода после смерти матушки также от чахотки умирает младшая дочка Софья. Но он мужественно перенес это испытание и не погубил себя унынием. Со смертью жены отец Петр активно взялся за приходскую деятельность. В первую очередь он направил свои силы на строительство нового Успенского храма, т. к. старый сильно обветшал. 22 мая / 4 июня 1908 года он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову), Епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что " настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением". Проект новой церкви был разработан архитектором И. Д. Боголеповым. Получив 2 / 15 марта 1909 года необходимое разрешение, община сразу же приступила к строительству. Использовались пожертвования благотворителей, так как приход в Кишкино не располагал необходимыми средствами. Настоятель храма отец Петр Любимов и церковный староста Михаил Титов обратились за помощью к императору Николаю Александровичу. Как сообщали " Московские церковные ведомости" в начале XX века, Николай II, выслушав доклад об этой просьбе, " соизволил пожаловать на означенный предмет от монарших щедрот 500 рублей". В свою очередь консистория выдала церкви пособие в 50 рублей на приобретение утвари для строящегося храма. На эти деньги удалось не только завершить строительство, но и возвести каменную колокольню. Когда совместными трудами церковь была отстроена, то ее украсили резным иконостасом и новыми иконами. Великолепный, обновлённый храм в небольшом живописном подмосковном селе был освящён 29 июля / 11 августа 1912 года. В том, что все это произошло, была немалая заслуга настоятеля храма. Все это время отец Петр не прекращал свою педагогическую деятельность, с утверждения епархиального начальства он состоял, с 1903 по 1919 год, законоучителем Кишкинского начального земского училища. В 1917 году мирная жизнь этого прихода, как и многих других, оборвалась. У храма отняли землю, а все церковное имущество, включая и само здание храма, стало " народным достоянием". 4 марта 1926 года приход храма заключил договор с Бронницким уездным Исполкомом о принятии в пользование " здания культа... с предметами культа". 57 прихожан разделили со священником и приходским советом ответственность за храмовое имущество, поставив свои подписи под этим документом. В 1922 году часть церковного имущества [37] была изъята " в пользу голодающих". Ограбив храм, новая власть не могла не тронуть его священнослужителя. В 1923 году отец Петр был лишен избирательных прав и оставался " лишенцем" вплоть до 1937 года. В 1930 году его хозяйство подверглось раскулачиванию. Была изъята корова и другое имущество. В очередную волну гонений в начале 30-х годов власти закрыли многие соседние храмы, и отцу Петру, тогда уже пожилому священнику, приходилось много ездить и служить по окрестным деревням. Когда в середине 1930-х годов был выслан, а затем и арестован священник ближайшего села Мартыновское отец Петр Кедров, обездоленный приход своего друга стал окормлять отец Петр Любимов. В это время его надёжной опорой стала староста – Абакумова Надежда Петровна. Она не только помогала ему в приходских делах, но и неоднократно организовывала сбор денег и продуктов для отца Петра. Это было необходимо для уплаты налогов и выполнения обязательств по поставке продуктов, чего советская власть требовала даже от 70-летнего
старика. Так, в мае 1937 года отцу Петру сельсовет вручил обязательство на поставку картофеля, несмотря на то, что в семье был всего один работоспособный человек – дочь Клавдия, а на иждивении находились старшая сестра его жены – Пелагея и внучка Антонина. В 1920-х он был возведён в сан протоиерея. 2 марта 1938 года он был арестован как " организатор антисоветской контрреволюционной организации на территории Михневского и Малинского районов". Судя по ордеру на арест и протоколу обыска, органы рассчитывали изъять у отца Петра, как у " руководителя крупной организации", оружие и переписку, но так как ничего не было найдено, они забрали приготовленные для уплаты налога деньги, паспорт и кресты. Дело против отца Петра было сфабриковано на основании показаний лжесвидетелей. После ареста отца Петра держали под стражей в Каширской тюрьме. В тюрьме его и без того подорванное здоровье ухудшилось. На допросах 5-го и 6-го марта следователя интересовала его связь со старостой храма Аббакумовой Н. П., а также причины высылки его брата – Ивана Павловича Любимова, который до ареста служил псаломщиком на родине – в селе Свитино Красно-Пахорского района. Обвиняли отца Петра Любимова в " систематической антисоветской контрреволюционной деятельности, распространении гнусной клеветы против советской власти, партии, колхозов и проч.". Ни в одном из предъявленных обвинений отец Петр виновным себя не признал. – Знаете ли вы гражданку Надежду Петровну Аббакумову? – спросил священника следователь. – Гражданку Аббакумову я знаю, – ответил он. – Какую вы имели с ней связь и в чем она выражалась? – По работе в церкви, так как она является церковной старостой. – Были ли у вас разговоры на квартире Аббакумовой о том, что скоро будет война? – Никаких разговоров о войне с Аббакумовой не было. – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности? – Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. 9 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу по ст. 58-10 УК РСФСР. 14 марта 1938 года протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Абакумова были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 21 июля 1989 года реабилитирован Прокуратурой Московской области. В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
|