Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподобномученица Екатерина григорьевна Константинова






Послушница Екатерина Константинова. Фотография с сайта fond.ru

Память 7 / 20 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников

Родилась в 1887 году в деревне Саврасово Солнечногорской волости Клинского уезда Московской губернии в семье зажиточного крестьянина, владельца столярной мастерской и чайной, при которой была мелочная лавка. С приходом новой власти в 1917 году все имущество у него было отнято.

В 1905 году стала послушницей Московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской Заставы. Ко времени прихода в него послушницы Екатерины в обители имелось четыре храма и женское училище.

После закрытия монастыря в 1918 году, уехала на родину в деревню Саврасово. В 1919 году скончались ее сестра с мужем, а их трое маленьких детей остались сиротами; Екатерина взяла их к себе и воспитала. Все это время она хотя и жила вне стен обители, но продолжала исполнять все монашеские правила и старалась как можно чаще бывать в храме. Зарабатывала она шитьем одеял и починкой мешков для колхоза.

Во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь в арестах принимали участие не только сотрудники госбезопасности, но и сотрудники милиции. Все сотрудники Солнечногорского районного отделения милиции тогда во главе с начальником занялись арестами необходимого числа " врагов народа", не останавливаясь ни перед чем.

23 февраля 1938 года начальник отделения милиции сочинил справку, будто бы составленную на основании показаний свидетелей, что Екатерина Константинова говорила: " Вот опять бегают, какие-то нужны выборы, на что они нужны, есть у власти - пусть руководят до времени или боятся войны. Пересажали, теперь новых выбирать, так нечего выбирать, они уже выбраны, и так жмут хорошо; вот вам плохо жилось при царской-то власти, вон ваши коммунистов-то как расстреливают, но и этим придет конец "; вела разговор в своем доме, " что коммунисты молодежи не дают никакого образования, что молодежь

погибнет вся, как черви на капусте; отреклись от православной веры, когда же придет конец коммунистам ...".

24 февраля 1938 года сотрудники милиции арестовали послушницу и поместили в камеру предварительного заключения Солнечногорского отделения милиции. Заручившись им же составленными " показаниями свидетелей", следователь допросил Екатерину.

- Принимали ли вы участие в подавлении революционного движения против советской власти?

- В подавлении революционного движения я никакого участия не принимала, а работала в монастыре, шила белье. В 1918 году у меня померла сестра и у ней осталось трое детей. Последних я воспитывала по настоящее время, родители мои... и я лишались избирательных прав, раскулачены, после восстановлены.

- С кем вы имеете связь из монашек и попов?

- Из монашек в настоящее время я имею связь с Антониной Леоновой, в гостях у нее я бываю очень редко, с ней мы раньше были в одном монастыре. Двух моих знакомых, к которым я ездила в гости, арестовали органы НКВД в 1938 году – Фирсову Екатерину и Анну, проживали в Москве, – какая улица, не знаю, не замечала. Имею еще ряд знакомых монахинь, вместе ходим молиться в церковь " Нечаянная Радость" в Марьиной Роще, – какая улица, я не знаю. Имею знакомых монашек на Сходне, встречалась я с ними только в церкви, в настоящее время они арестованы, на квартире у них я была один раз…

- Следствие располагает данными, что вы систематически вели контрреволюционную агитацию против коммунистической партии и советской власти.

Преподобномученица Екатерина (Константинова), послушница.Иконописец Петр Нефёдов. http: petr-icons.ru

- Виновной себя в контрреволюционной агитации не признаю. Среди населения и между собой с монахинями мнениями делились, что хорошо было при царской России и что плохо при советской власти. Я лично припомнить не могу, что мы говорили.

Следователем для дачи свидетельских показаний был вызван на допрос односельчанин, который рассказал, что « Екатерина Константинова в настоящее время обряд свой монашеский не бросила, имеет связь с попом Нарвским, систематически ведет среди населения и колхозников контрреволюционную агитацию. Имелся случай в последних числах октября 1937 года: она лично при мне подошла к парникам колхозным и говорит: " Вот сколько колхоз затратил денег на парники, а все равно овощей мало дают, и так во всех колхозах безобразие такое. Сколько ни строит советская власть, а все прахом идет. Смотри, какие овощи дорогие против прежнего времени. У нас, бывало, в монастыре и то лучше были огороды без всяких парников, и овощи дешевле были, да и лучше мы жили в сто раз. Вот что значит не почитают Господа Бога, Он за то вас и карает. И если будете работать, все равно пользы нисколько в колхозе не будет. При мирной обстановке с голоду помирают, а я когда была в монастыре, и в военное время у нас всего было много и дешево. Вот если бы руководство бы старое опять все ожило бы, а то вот теперь мучаетесь, бросили бы все и ушли, пусть бы сами коммунисты копались в огородах и строили парники "».

На основании этих и других, подобных им, показаний следователь посчитал вину послушницы Екатерины доказанной.

11 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за " систематическую контреволюционную агитацию, высказывание террористических намерений и распространение клеветы о голоде в СССР ".

Расстреляна 20 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

В феврале 1940 года возникло расследование по поводу двух осужденных к десяти годам заключения людей. Стали вызываться свидетели, которые показали, что написанное в протоколах ими не говорилось, а если что и говорилось, то в протоколах записано искаженно. Были подняты другие дела, и из них выяснилось, что солнечногорские милиционеры почти во всех делах сфальсифицировали показания свидетелей, после чего им не нужно было уже добиваться, чтобы сами обвиняемые признали свою " вину". Выдуманы были показания свидетелей и по делу послушницы Екатерины; когда это выяснилось, свидетели были передопрошены; один из них показал, что послушница Екатерина " в период советской власти... занималась стежкой одеял... чинила мешки для колхоза. Она была верующая и каждый праздник ходила... в церковь. Никакой контрреволюционной деятельности, никаких антисоветских разговоров я никогда от Константиновой не слышал ". Другая свидетельница показала, что Екатерина Константинова " была верующая, часто ходила в церковь, но никогда я от нее не слышала никаких разговоров против колхозов или недовольства какими-либо мероприятиями советской власти... хотя приходилось в колхозе работать вместе с ней ".

Расследование полностью подтвердило факты, что в результате деятельности сотрудников милиции Солнечногорского района одни арестованные были неправо расстреляны, а другие получили по десять лет заключения. Начальнику отделения милиции был объявлен выговор, два сотрудника были арестованы на двадцать суток и уволены, еще один сотрудник был уволен, а четвертому объявлен выговор. Через два месяца управление НКВД отменило это решение и признало приговор послушницы Екатерины Константиновой к расстрелу правильным.

Реабилитирована 24 июля 1989 года.

Причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.

Документы, литература

  • ГАРФ. Ф. 10035, Д. 21490.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. - М.: " Зачатьевский монастырь", 1997. С.168.
  • Бутовский полигон. 1937-1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Выпуск 5. М.: " Альзо", 2001. С.121.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь: " Булат", 2005. С.117-120.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал