![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Младенчество (2 месяца — 1 год).
Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Во-вторых, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное. Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2–3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента:
Для кризиса первого года характерны следующие признаки:
· «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания; · резко возрастает желание сделать все самому; · малыш обостренно реагирует на замечания; · учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте. Ребенок не понимает, почему ему что-то запрещают, и выражает бурный протест: вопли с катанием по полу кажутся ему единственным способом повлиять на ситуацию.Поскольку ребенок начинает выделять себя в окружающем мире, он начинает понимать, что существует отдельно от мамы. Из-за этого у него появляется гипертрофированная привязанность к ней (малыш боится остаться один) Ребенок раздражен всей этой ситуацией, испытывает постоянное напряжение и из-за этого отказывается выполнять обычные действия: не соглашается идти гулять или есть, не желает спать и т. д. Задача родителей — помочь ребенку пережить нелегкий переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Но, при этом ребенок не должен ощущать вседозволенность: в этом возрасте он должен знать слово «нельзя» и иметь некоторое количество твердых запретов.С другой стороны, не нужно ставить ему запреты на каждом шагу: ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности.Старайтесь не уходить из дома надолго, если ребенок постоянно хочет видеть вас рядом.
- Кризис трех лет. Кризис трёх лет —возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Семь симптомов кризиса: Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.. Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого. Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи " Я сам! "), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослымиНеобходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует. Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка: · Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании. · Осуществление единой тактики воспитания в семье. · Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка (в доступных пределах для данного возраста). · Использование игровых приемов в общении и обучении ребёнка самостоятельности. · Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил. · Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании. · Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора. · Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
|