Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Работа над повествованием как типом речи






КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Работа над повествованием как типом речи

В 5-6 классах

Автор курсовой работы: И. В. Чекашкина, студентка V курса группы ФДИ - 111 очной формы обучения ____________________________________

Направление подготовки: Педагогическое образование050100 Профиль Русский язык. История

Руководитель: Н. Б. Преснухина, канд. пед. наук, доцент______________

 

 

Саранск 2016

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Теоретические основы работы над повествованием как типом речи

1.1 Понятие повествования в лингвистической литературе….…………7

1.2 Повествование как тип ученических сочинений в научно-методической литературе……………………………………………11

2. Работа над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5-6 классах………………………………………………………….……15

2.1 Анализ учебников по русскому языку с точки зрения работ над повествованием как типом речи при изучении глагола в

5-6 классах…………………………………………………....................15

2.2 Анализ рабочих программ по русскому языку…………………..

3. Модель урока русского языка в 5 классе по созданию текста типа повествования……………………………………………………………20

4. Заключение………………………………………………………………..27

5. Список использованных источников……………………………………29

 

 

Введение

Развитие речи учащихся — главная цель обучения русскому языку в школе. Осуществление данной цели связано с формированием коммуникативной компетенции учащихся, на что указывается в государственном стандарте основного общего образования по русскому языку (2015 г.). Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы)» (234, с. 71). При этом, как указывает Л. Г. Антонова, «заявленная в базовых требованиях к гуманитарной подготовке выпускника школы проблема коммуникативной компетенции нуждается в серьезном научном и методическом обеспечении» (11, с. 21).

Одним из основных видов работы, по мнению Антонова Л. Г., по развитию речи школьников является обучение сочинению. Формирование коммуникативных умений и навыков, связанных с написанием сочинения, требует усвоения учащимися знаний как по стилистике, так и по грамматике, потому что создание связного текста предполагает не только организацию его содержательной стороны и композиционное оформление, но и выбор, уместное использование в тексте необходимых языковых средств — тех или иных грамматических единиц. Овладение базовыми знаниями по грамматике обеспечивает формирование языковой компетенции учащихся, к главным составляющим которой относятся «овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов».

На уроках изучения темы «Глагол» в 5-6 классах обучение тексту типа повествования строится с опорой на принцип взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики и принцип обусловленности основного направления преподавания родного языка его коммуникативной функцией (А. В. Дудников).

Исследованию глагола как грамматической единицы посвящены работы известных ученых-лингвистов (А. В. Бондарко, В. В. Виноградова, А. В. Исаченко, М. В. Ломоносова, С. П. Обнорского, А. М. Пешковского, Е. Н. Прокопович и других) и методистов (С. И. Абакумова, Ф. И. Буслаева, К. Г. Говорова, Н. С. Державина, А. И. Кирпичникова, В. А. Малаховского, Л. И. Поливанова, Д. Н. Ушакова, А. Б.Шапиро и других).

Вопрос о повествовании как типе речи, его структурных и языковых особенностях рассматривается в научно-методических, лингвистических исследованиях и трудах по риторике Д. Н. Александрова, В. И. Аннушкина, Л. Г. Антоновой, С. А. Арефьевой, О. П. Бурцева, О. Д. Вокуевой, А. А. Волкова, А. И. Горшкова, О. Н. Гришиной, Е. Н. Зарецкой, С. Ф. Ивановой, А. А. Ивина, Н. А. Ипполитовой, Е. В. Корпусовой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, А. К. Михальской, О. А. Нечаевой, В. В. Одинцова, Л. Н. Омельченко, Е. В. Падучевой, Н. В. Поповой, Т. В. Рачеевой, О. И. Тарасовой, Г. А. Хайрутдиновой и других.

Проблема обучения школьников сочинению-повествованию раскрывается в работах известных ученых-методистов А. Д. Алферова, С. А. Арефьевой, Ф. И. Буслаева, В. А. Добромыслова, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова, Е. И. Никитиной и других.

В настоящем исследовании обучение тексту типа повествования связывается с изучением глагола в 5-6 классах на основе грамматико-стилистической работы, которая рассматривается как главное средство организации единого процесса усвоения учащимися знаний по грамматике, о глаголе (формирование языковой компетенции), и развития коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления (оценки, выбора и уместного использования глагольных форм) текста типа повествования (формирование коммуникативной компетенции учащихся).

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения типа повествования.

Уровень владения школьниками знаниями по грамматике (о глаголе), стилистике (о повествовании) и коммуникативными умениями, связанными с созданием текста типа повествования, является недостаточным, что находит выражение в многочисленных ошибках, допускаемых учащимися в содержании, композиционном и языковом оформлении (использовании глагольных форм как главного средства реализации характерной черты повествования — динамизма) сочинений-повествований. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений учащихся в процессе изучения основ науки о языке и недостаточной разработанностью методики обучения тексту типа повествования, позволяющей объединить процесс усвоения школьниками знаний по грамматике и формирования коммуникативных умений и навыков в области создания сочинения-повествования на основе ознакомления учащихся со стилистическими свойствами глагольных форм и особенностями их функционирования в тексте типа повествования.

Объект исследования – работа над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5-6 классах

Предмет исследования – теоретические основы работы над повествованием как типом речи.

Цель исследования – проанализировать учебники по русскому языку с точки зрения работ над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5-6 классах.

Задачи курсовой работы:

–дать характеристику теоретическим основам работы над повествованием как типом речи;

–представить работу над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5-6 классах;

– проанализировать учебники по русскому языку с точки зрения работы над повествованием как типом речи при изучении глагола в 5-6 классах;

– предложить модель урока русского языка в 5 классе по созданию текста типа повествования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал