Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рабочих программ по русскому языку






Рабочая программа по русскому языку М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львова.

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• обеспечить языковое развитие учащихся;

• помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;

• научить их свободно говорить и писать на родном языке;

• пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Развитие умение говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя; систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.

Программа строится с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс – переходный от начального этапа учения к среднему; 5-7 классы – морфолого-орфографическая направленность; 8-9 классы – освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

В программе курса русского языка усиливается речевая направленность.

Структурную основу обучения связной речи составляют три группы понятий – признаки текста, стили речи и функционально-смысловые типы речи. Умения, связанные с различными видами учебной деятельности – чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устного или письменного), созданием высказывания (устного или письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Усиливается семантический аспект в изучении фактов и явлений языка, также особое место отводится морфемной семантике, что помогает решить проблемы внутрипредметных связей (формируются лексические, орфографические и грамматические умения и навыки). В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Рабочая программа по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.

Целями обучения данной программы являются:

1. Свободное владение русским языком. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества;

2. Усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока;

3. Формирование языковой компетенции и лингвистической компетенции учащихся.

Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом:

В 5-7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография.

Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8-9 классах, но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводятся в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению - в 5-7 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В конце программы каждого класса указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распределение количества часов по темам программы. Преподаватель может вносить свои коррективы.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти урока дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач, создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а так же преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и среднем звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель планирует такое уроки, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. Выделены часы на развитие связной речи – 1/5 всего учебного времени для данного класса. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

1. Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения предложений в соответствии их стилевой принадлежности.

2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).

Программа по русскому языку по В. В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.

 

Цели обучения:

• формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений;

• навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

• воспитание бережного отношения к языку;

• стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе:

«Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

1. В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах.

2. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими в устной и письменной речи. 3. «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что повышает культуру общения.

Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить освоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения языка и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащих пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 - изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

В процессе обучения русскому языку в 5-9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового материала и повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятии я и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал