Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ рабочих программ по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львова. Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются: • обеспечить языковое развитие учащихся; • помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; • научить их свободно говорить и писать на родном языке; • пользоваться им в жизни как основным средством общения. Развитие умение говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя; систематическая работа над орфоэпически грамотной речью. Программа строится с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс – переходный от начального этапа учения к среднему; 5-7 классы – морфолого-орфографическая направленность; 8-9 классы – освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. В программе курса русского языка усиливается речевая направленность. Структурную основу обучения связной речи составляют три группы понятий – признаки текста, стили речи и функционально-смысловые типы речи. Умения, связанные с различными видами учебной деятельности – чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устного или письменного), созданием высказывания (устного или письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Усиливается семантический аспект в изучении фактов и явлений языка, также особое место отводится морфемной семантике, что помогает решить проблемы внутрипредметных связей (формируются лексические, орфографические и грамматические умения и навыки). В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова». Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи. Рабочая программа по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Целями обучения данной программы являются: 1. Свободное владение русским языком. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества; 2. Усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока; 3. Формирование языковой компетенции и лингвистической компетенции учащихся. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: В 5-7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8-9 классах, но первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводятся в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению - в 5-7 классах. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В конце программы каждого класса указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распределение количества часов по темам программы. Преподаватель может вносить свои коррективы. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти урока дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач, создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а так же преемственности и перспективности между различными разделами курса. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и среднем звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель планирует такое уроки, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений. Выделены часы на развитие связной речи – 1/5 всего учебного времени для данного класса. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Развитие речи учащихся предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое. 1. Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения предложений в соответствии их стилевой принадлежности. 2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. 3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для всех этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.). Программа по русскому языку по В. В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова и др.
Цели обучения: • формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений; • навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; • воспитание бережного отношения к языку; • стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 1. В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. 2. Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими в устной и письменной речи. 3. «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что повышает культуру общения. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить освоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения языка и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащих пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи. В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 - изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. В процессе обучения русскому языку в 5-9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка. Построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового материала и повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы. Третий компонент учебного комплекса - «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятии я и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
|