![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональное выгорание тренеров и учителей физической культуры и его профилактика.
Главной причиной эмоционального выгорания считается психологическое переутомление, которое возникает, если в течение длительного времени требования преобладают над внутренними и внешними психическими ресурсами человека. Также установлена связь возникающих изменений с характером профессиональной деятельности людей, с продолжительными профессиональными стрессами. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию эмоционального выгорания, отмечают: обязательность работы в строгом режиме; большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия; длительное общение с больными, с неблагополучными детьми и подростками, с преступниками и пострадавшими в катастрофах и т.д. В последнее время профессиональное выгорание выявлено и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен. Это относится к программистам (Сидоров П., 2005). Основная причина развития эмоционального выгорания - несоответствие между личностью, необоснованными требованиями к ней и ее реальными возможностями, применение излишне жесткого контроля. Результат такого контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и снижение ответственности. Выделяют следующие ключевые признаки эмоционального выгорания: истощение (чувство перенапряжения, исчерпания эмоциональных, физических ресурсов; усталость, не проходящая после ночного сна); личностная отстраненность, отсутствие эмоционального отклика; ощущение утраты собственной эффективности, падение самооценки в рамках выгорания, отсутствие перспектив, снижение удовлетворенности работой, утрата веры в свои профессиональные возможности. Эмоциональное выгорание рассматривается также как личностная деформация, которая возникает вследствие затрудненных и напряженных межличностных отношений в профессиональной сфере. Его последствия могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для эмоционального выгорания: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социальные. Развитию эмоционального выгорания способствуют личностные особенности человека: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью " внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура. Особенность деятельности тренера - достижение его учениками высокого спортивного мастерства, которое может быть результатом многолетних тренировок. Специфика тренерской деятельности стала предметом научной рефлексии ряда авторов (А.Ю. Максакова, А.Я. Корха, Е.П. Ильин, Г.И. Савенкова и др.), которые связывают ее с долговременным общением со спортсменами, с наличием профессионального риска, со стрессогенностью. У тренеров высокого класса выявлены такие личностные черты, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Большинство из них достаточно устойчивы, активны, имеют твердый характер и определенность во взглядах. Так же поведение тренера может быть не только авторитарным, но гибким. Для тренеров, быстро воспринимающих все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международном уровне. Более того, успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами (Дж. Вуден, Соломон, Дж. Лой; Е.П. Ильин; Н.В. Коротаева). Перечисленные личностные качества помогают избежать эмоционального выгорания. В.Э. Мильман связывает надежность деятельности, в том числе и тренерской, со следующими свойствами личности: с эмоциональной устойчивостью, со способностью к саморегуляции и с адекватной мотивацией
|