![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Затраты на качество: виды, особенности, модели учета.
Для уменьшения затрат необходимо: 1. Внимательно отслеживать расходы на приобретения, обеспечение безопасности, эксплуатирование издержки, затраты потребителя на эксплуатацию, издержки из-за простоев, ремонтные расходы, затраты на утилизацию.2. Учитывать издержки в связи с неудовлетворительным сбытом товара и конструктивными недостатками. Для минимизации риска: 1. Исключить риски, связанные со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, рекламациями, потерей доверия потребителей.2. Предупредить риски в связи с дефектами. Проблемы учета затрат, связанных с качеством продукции: - недооценка руководителями и персоналом важности управления этими затратами.- сложность измерения таких показателей, как стоимость снижения имиджа компании, пропуск критической точки графика работы и пр.- наличие скрытой цены качества – затрат, которые сложно оценить в денежном выражении (простои оборудования, проблемы поставок). Для определения структуры затрат на качество применяется классификация: 1. по целевому назначению: - на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами).- на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль).- на управление качеством (затраты на систему управления качеством). 2. по стадиям жизненного цикла: - при создании новой продукции (затраты разработчика).- при изготовлении продукции (затраты производителя).- при эксплуатации (затраты потребителя). 3. по виду затрат: - производительные; - непроизводительные. 4. по методу определения: - прямые (могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности). При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом; - косвенные (по тому или иному принятому признаку). 5. по возможности учета: - поддающиеся прямому учету; - не поддающиеся прямому учету; - которые экономически нецелесообразно учитывать; 6. по отношению к производственному процессу: - на качество в основном производстве; - на качество во вспомогательном производстве; - на качество при обслуживании производства. 7. по виду учета: - оперативный; - аналитический; - бухгалтерский; - целевой. 8. по экономическому характеру затрат: - текущие; - единовременные. 9. по возможности оценки: - планируемые; - фактические; 10. по характеру структурирования: - по предприятию; - по производству; - по видам продукции. 11. по объектам формирования и учета: - продукция; - процессы; - услуги. 12. по экономическому характеру: - текущие затраты (все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.)).- единовременные затраты (затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления. Как и амортизация, эти затраты должны переносить свою стоимость на готовую продукцию по частям. Единовременными являются и затраты на приобретение патентов и оформление товарных знаков, которые включаются в состав нематериальных активов, а также затраты на проведение маркетинговых исследований). Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность. К производительным могут быть отнесены все затраты, при помощи которых достигается обеспечение и улучшения управления качеством на предприятии. Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества ее изготовления. Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же время затраты на исправление не соответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями. Классификация затрат на качество по Фейгенбауму: 1. затраты на предупреждение дефектов: - обучение в области качества.- расходы отдела качества.- маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента.- затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков).- затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования. 2. затраты на оценку уровня качества: - контроль и испытания (приемочный контроль продукции, сертификация продукции).- проверка деятельности по обеспечению качества (затраты на сертификацию системы качества, внешний аудит, внутренняя проверка стабильности технологических процессов). 3. убытки от брака: - дефекты (затраты на производство продукции, в которой при контроле выявлены дефекты).- убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей – гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.). Общие затраты на качество равны сумме затрат на предупреждение дефектов, оценку уровня качества и на устранение последствий выявленных дефектов. Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации, учета, анализа и оценки. Модели затрат на качество: 1. «Стоимостная модель процесса». По этой концепции учитываются все затраты на выполнение процесса, который имеет свои входы и выходы, как желательные, так и нежелательные. Стоимостная модель процесса предполагает, что все затраты на продукцию могут быть разделены на две категории: затраты, связанные с достижением соответствия по качеству, и затраты, связанные с несоответствием по качеству. Обе эти категории затрат рассматриваются как потенциальные источники экономии. При этом в затраты на несоответствие по качеству входят только те затраты, которые вызваны отступлением от конструкторской, технологической, нормативной, организационной документации, и не входят расходы на предупреждение отступлений от документации (повышение квалификации персонала, испытания на надежность и т.д.). Основное внимание в стоимостной модели процесса уделяется сокращению затрат на реализацию процессов [1]. 2. «Модель PAF» (предупреждение, оценка, отказ). В модели PAF затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории: - затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные); - затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству. Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, - на внутренние отказы и внешние отказы. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов. 3. Подход Тагути, утверждающего, что всякая изменчивость связана с расточительством, а низкое качество измеряется общими потерями для общества; Условиями создания системы оценки качества называют: - четкое установления состава и последовательности производственных операций, их продолжительность; - выявление мест потерь ресурсов. Выявление «узких мест» дает возможность снизить непроизводительные затраты материалов, трудовых ресурсов и времени; - наличие таких условий выполнения трудовых обязанностей, при которых работникам выгодно повышать качество производимой продукции. Высокое качество воспринимается клиентами как элемент стабильности и это позволяет привлечь больше постоянных клиентов. Затраты, связанные с качеством, исходя из западного опыта, обычно составляют от 5 % до 25 % от торгового оборота компании.
|