![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Затраты на предупреждающие действия.
Диапазон мероприятий, направленных на обеспечение качества и предупреждение дефектов, очень широк. К ним относятся такие мероприятия, как построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000, построение системы всеобщего управления качеством (TQM), внедрение системы статистической обработки данных брака и несоответствий, проведение дней качества и др. Структура и величина затрат на предупреждающие действия изменяются в зависимости от используемых средств обеспечения качества. Построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано со значительными затратами. Среди них можно выделить следующие затраты: 1. на построение и документирование системы качества: - разработка методик качества; - разработка и ведение документации системы качества; - работа с персоналом, внедрение системы; - ведение документации, подтверждающей функционирование системы; 2. на правовое обеспечение системы качества: - приобретение законодательных документов; - юридическая экспертиза внешних и внутренних документов, связанных с обеспечением качества; - анализ контрактов на соответствие установленным юридическим нормам и требованиям; - сертификация системы качества; - проведение юридических консультаций внешних советников по качеству; 3. на информационное обеспечение системы качества: - разработка методов учета и форм регистрации данных о качестве; - построение системы информационного обеспечения и закупки информационного оборудования; - организация сбора информации о качестве; - обработка, хранение, анализ информации о качестве. 4. на обучение и подготовку кадров: - разработка методик определения потребности в подготовке и программ подготовки кадров в области качества; - определение и подтверждение квалификации сотрудников; - подготовка и переподготовка сотрудников; 5. на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества: - сбор данных о затратах на качество; - разработка документации по учету затрат на качество; - создание и обеспечение баз сравнения для оценки затрат на качество; - анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов; - планирование и реализация мероприятий по снижению затрат на качество. Функционирование системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано с дополнительными затратами. Затраты на функционирование системы качества относятся также к категории затрат на предупреждающие действия. Обеспечение качества в рамках системы качества обусловлено затратами на реализацию методики системы качества. К ним относятся такие затраты: - на выбор, оценку субподрядчиков; - на составление, анализ и утверждение документов на закупку в соответствии с установленными требованиями; - на технологическую подготовку производства; - на управление процессами проектирования, производства и технического обслуживания; - на выполнение установленных требований к упаковке, хранению и транспортировке; - на анализ качества продукции при эксплуатации и др. Обеспечение эффективности функционирования системы качества связано с затратами на ежегодные аудиты системы качества, программы подготовки персонала, подготовку и проведение ежегодного анализа системы качества на уровне высшего руководства. К затратам на функционирование системы качества относятся затраты на составление внутренней системы документации по всей проведенной деятельности (протоколы выполнения методик качества, протоколы контроля и др.) и затраты на ведение системы документации. Затраты на оценку качества, как и затраты на предупреждающие действия, определяются руководством и зависят от выбранных методов управления качеством. Кроме того, они зависят от специфики выполняемой деятельности. Модель системы обеспечения качества, построенная согласно требованиям стандартов ISO серии 9000, предполагает контроль соблюдения требований стандарта. К затратам на оценку качества относятся: - затраты на функционирование службы контроля, службы метрологического обеспечения (затраты на внешние метрологические службы) и внутренних лабораторий, - затраты на составление методик контроля и протоколов выполнения процедур контроля, - затраты на поддержание испытательного и контрольного оборудования в рабочем состоянии (профилактическое обслуживание). Объектами контроля могут быть продукция и производственные процессы. Контроль качества продукции включает в себя такие процессы: - входной контроль (продукции, поступившей от поставщика); - контроль в процессе производства; - контроль готовой продукции. Затраты на проектирование продукции связаны с созданием и испытаниями опытного образца продукции, планированием эксперимента, эксплуатационными испытаниями. К затратам на устранение дефектов в процессе производства относятся все внутренние расходы предприятия, вызванные несоответствиями процессов или продукции, находящейся в процессе производства. К ним относятся: - стоимость брака и переделок; - затраты на контроль и испытания переделанной продукции; - на утилизацию или вторичную переработку отбракованной продукции. В эту группу затрат входят издержки, вызванные простоями производства из-за выхода продукции низкого качества, а также издержки в результате поломок и аварий. К затратам на устранение дефектов, выявленных после производства, относятся внешние расходы предприятия, вызванные несоответствием поставленной продукции: - затраты на устранение дефектов, обнаруженных после поставки продукции, повторный контроль и испытания; - потери из-за снижения цены вследствие несоответствия поставленной продукции; - затраты на рассмотрение, анализ и удовлетворение рекламаций; - затраты на гарантийные ремонты; - стоимость возвращенной продукции; - компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причиненным потребителю или обществу в процессе эксплуатации продукции. Методология управления затратами на качество. Как отмечалось ранее, затраты на качество состоят из затрат на капиталовложения в управление качеством (затраты на предупредительные мероприятия и на оценку качества), а также затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потери). Потери, обусловленные выпуском дефектной продукции, могут составлять 2—40 % суммы реализованной продукции. В масштабах крупного предприятия уменьшение потерь даже на 0, 1 % по отношению к товарообороту дает значительный экономический эффект. Целъ управления затратами на качество — минимизация затрат на качество за счет уменьшения затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектной продукцией. Построение и сертификация системы управления качеством согласно требованиям стандартов ISO серии 9000 позволяют уменьшить затраты на качество примерно на 25—30 %. За счет этого ведущие западные фирмы с высочайшим исходным уровнем организации производства SCANIA, VOLVO, PRIPPS (Швеция) — смогли повысить прибыль на 10—20 %. Величина затрат на капиталовложения в управление качеством устанавливается руководством предприятия и в принципе может изменяться в зависимости от затрат на контроль произведенной продукции (стоимость оценки качества) и затрат на внедрение и функционирование выбранной системы качества. С уменьшением убытков от брака повышается эффективность капиталовложений. Реальный уровень убытков от брака устанавливается путем сбора и обработки фактических данных. Чем выше уровень капиталовложений в управление качеством, в частности, чем выше в капиталовложениях доля затрат на предупреждающие действия, тем меньше убытки от брака. С уменьшением капиталовложений в управление качеством убытки от дефектов увеличиваются. Изменяя затраты на предупреждающие действия, можно изменять затраты на оценку качества. Затраты на оценку качества и предупреждающие действия составляют сумму капиталовложений в управление качеством. Сумма капиталовложений в управление качеством и коэффициент эффективности капиталовложений регулируют уровень убытков от дефектов. Следовательно, затраты на качество можно минимизировать, уменьшая убытки от дефектов за счет увеличения капиталовложений в управление качеством.
|