![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАНЯТИЕ №11
Тема: Причастие Теоретические вопросы: 1. Вопрос о статусе причастия в системе частей речи. 2. Грамматические категории причастий их особенности. 3. Формообразование причастий 4. Переход причастий в другие части речи. Адъективация и ее разновидности. Способы разграничения омонимичных причастий и прилагательных. 5. Правописание причастий. 6. Тема «Причастие» в школьном учебнике (подготовить сообщения: 1) как рассматривается данный класс слов, на какие признаки причастий школьные учебники обращают особое внимание: грамматические признаки, особенности формообразования, употребления, правописания; 2) как изучается правописание причастий в 6-7 классах и 10-11 классах – оценить упражнения по теме «Правописание причастий», предложить группе словарный диктант из 15 слов).
Практические задания: 1. Охарактеризуйте причастие как особую глагольную форму. Определите общие отличительные черты в значении и грамматических свойствах выделенных слов: красные яблоки – краснеющие яблоки, летящая птица – летучая мышь, открытый характер – открытая дверь, спеть – спевший. 2. Сделайте формообразовательный анализ глагольных форм: раскрытый, просыпающийся, доносившийся, прочитанный, предлагаемый. 3. Образуйте все возможные причастия от глаголов: поднять, запрещать, позолотить, жить, держаться, управлять, пить, продать, сохнуть, умываться, мыть, похолодеть, присылать. 4. Определите, какие из приведенных словоформ можно отнести к причастиям, адъективированным причастиям, отглагольным прилагательным. Мотивируйте ответ (переносное значение, невозможность образования причастия от данного глагола, отсутствие производящего глагола, составная часть термина и т.д.). Плачущий ребенок, шагающий экскаватор, лежачий больной, несгораемый шкаф, врожденный порок, цветущая женщина, запоминающее устройство, угнетенный вид, неопровержимый довод, копченая рыба, сушенные в печке грибы, жаропонижающее средство. 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание слов. Груже…ные машины скатывались с наезже…ного крутого берега на лед. Дети дисциплинирова…ны, хорошо воспита…ны, (не) распуще…ны. На завтрак подали (свеже)испече…ные булочки и растворимый кофе. (Не) проницаемый для взгляда черни дикой, в молчаньи шел один ты с мыслию великой. В доме грязно, (не) прибра…но, холодно. та...щий снег. Волк, чу..вший добычу, бежал по следу. Человек, замеш..нный в преступлении, был задержан. Каждый наде…щийся на лучшее будет вознагражден. Это событие, ове…нное тайной, стало предметом сплетен. Конспект (тезисы): «Правописание причастий и отглагольных прилагательных» Можно выполнять по одному из пособий 1) Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание) 2) Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.– М., 2007 3) Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография.– М., 1983
|