![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторические основы политики.
Существуют различные подходы в трактовке генезиса политической науки. Так, в Философском энциклопедическом словаре (М., 1984) выделяется три этапа эволюции политической науки: · от античной социально-политической мысли, когда политическое знание входило в состав философии; · этап отпочкования науки о государстве и праве, когда политика и политические институты рассматривались главным образом под углом под углом зрения юридических норм; · современный этап, когда внимание концентрируется на реальных политических процессах. Наиболее же распространённой в отечественной литературе является следующая точка зрения. Первоначальные социально-политические представления всех древних народов – вавилонян, египтян, персов, евреев, китайцев, индусов, греков, римлян – одинаково носили религиозно-мифологический характер. Для этой формы социально-политических воззрений характерно представление о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка, хотя понимание характера связи божественного начала с земными отношениями у всех народов разное. В 8-6 вв. до н.э. начинается отход от первоначальных религиозно-мифологических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир в целом, и на государство и власть в частности. Эта тенденция к рационализации нашла выражение в учении Конфуция и легистов в Китае, брахманизма и буддизма в Индии. Создание первых политических категорий и дифиниций способствовало возникновению собственно теоретических концепций политики, связанных прежде всего с творчеством Платона и Аристотеля. Аристотель первым формулирует особый предмет политической науки, тем самым выделяя политическое знание в рамках философии: политическая наука занимается государством или полисом. Политическая наука – наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Её объектами являются прекрасное и справедливое, которые достижимы лишь в разумно устроенном государстве. Среди всех других наук и искусств политическая наука занимает особое место, поскольку она имеет высшую цель – придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иными словами, политическая наука призвана научить людей красиво и справедливо совместно проживать в обществе, взаимодействовать в едином государстве. Отсюда видно, что первые теоретические концепции политики имеют философско-этический характер. Их авторы практически отождествляют политическое с общественным и используют для характеристики политики этические и эстетические категории. Впервые освободил политическую науку от религиозно-этической формы Никколо Макиавелли (1469—1527). Если до Макиавелли главным в политике были цели государства, а государственная власть рассматривалась как средство для их реализации, то для Макиавелли главным в политике стала сама власть, способы и методы её завоевания и удержания. При этом великого итальянца не интересуют наследственные монархии. Объектом его внимания становится так называемый «новый государь», т.е. человек, не имеющий права на власть по рождению и завоёвывающий её исключительно благодаря личным способностям. В этой связи Макиавелли даёт будущим государям практические советы, формулирует общие правила, с помощью которых можно добиться государственной власти и удержать ее. Другими словами, Макиавелли, в отличие от своих предшественников, многие из которых «измышляли республики и княжества прекрасные, хотя и никогда не виданные», стремится подчинить политическую науку решению практических задач, «ибо велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно было бы жить, согласно теоретическим представлениям о жизни». Макиавелли рассматривает политику как самостоятельную сферу жизни, где не действуют нормы человеческой морали или христианской этики. Она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из святого писания или сконструированы умозрительно. И, наконец, Макиавелли первым употребляет термин «государство» в близком к современному, собственно политическом значении. В отличие от широко использовавшихся в политической науке понятий республика, княжество, империя, монархия, демократия, аристократия, тирания и т.п., «stato» у Макиавелли означает общее понятие «государство» независимо от его конкретных форм. Оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию. Благодаря всему этому последующие поколения государствоведов назвали Макиавелли Ньютоном науки о государстве и первым политическим мыслителем Нового времени. С его работами был сделан первый крупный шаг в создании современной политической науки. Огромный вклад в её становление внесли также такие европейские и американские мыслители, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Спиноза, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, А. Токвиль, Д.С.Милль и многие другие.
15Основные виды политики: внутренняя, внешняя, их взаимосвязь. Проблема взаимосвязи и взаимовлияния внутренней и внеш-ней политики — одна из наиболее сложных проблем, которая была и продолжает оставаться предметом острой полемики между различными теоретическими направлениями международно-политической науки — традиционализмом, политическим идеализмом, марксизмом — и такими их современными разновидностями, как неореализм и неомарксизм, теории зависимости и взаимозависимости, структурализм и транснационализм. Каждое из этих направлений исходит в трактовке рассматриваемой проблемы из собственных представлений об источниках и движущих силах политики. Так, например, для сторонников политического реализма внешняя и внутренняя политика, хотя и имеют единую сущность, — которая, по их мнению, в конечном счете сводится к борьбе за силу, — тем не менее составляют принципиально разные сферы государственной деятельности. По убеждению Г. Моргентау, многие теоретические положения которого остаются популярными и сегодня, внешняя политика определяется национальными интересами. Национальные интересы объективны, поскольку связаны с неизменной человеческой природой, географическими условиями, социокультурными и историческими традициями народа. Они имеют две составляющие: одну постоянную — это императив выживания, непреложный закон природы; другую переменную, являющуюся конкретной формой, которую эти интересы принимают во времени и пространстве. Определение этой формы принадлежит государству, обладающему монополией на связь с внешним миром. Основа же национального интереса, отражающая язык народа, его культуру, естественные условия его существования и т.п., остается постоянной. Поэтому внутренние факторы жизни страны (политический режим, общественное мнение и т.п.), которые могут меняться и меняются в зависимости от различных обстоятельств, не рассматриваются реалистами как способные повлиять на природу национального интереса: в частности, национальный интерес не связан с характером политического режима. Соответственно, внутренняя и внешняя политика обладают значительной автономией по отношению друг к другу. Напротив, с точки зрения представителей ряда других теоретических направлений и школ внутренняя и внешняя политика не только связаны друг с другом, но эта связь носит характер детерминизма. Существует две версии подобного детерминизма. Одна из них свойственна ортодоксальному марксизму, с позиций которого внешняя политика является отражением классовой сущности внутриполитического режима и зависит в конечном счете от определяющих эту сущность экономических отношений общества. Отсюда и международные отношения в целом носят «вторичный» и «третичный», «перенесенный» характер (23). Другой версии детерминизма придерживаются сторонники геополитических концепций, теории «богатого Севера» и «бедного Юга», а также неомарксистских теорий зависимости, «мирового центра» и «мировой периферии» и т.п. Для них, по сути, исключительным источником внутренней политики являются внешние принуждения. Так, например, с точки зрения И. Валлерстайна, для того, чтобы понять внутренние противоречия и политическую борьбу в том или ином государстве, его необходимо рассматривать в более широком контексте: контексте целостности мира, представляющего собой глобальную империю, в основе которой лежат законы капиталистического способа производства — «миро-экономика». «Центр империи» — небольшая группа экономически развитых государств, — потребляя ресурсы «мировой периферии», является производителем промышленной продукции и пот-ребительских благ, необходимых для существования составляющих ее слаборазвитых стран. Таким образом, речь идет о существовании между «центром» и «периферией» отношений несимметричной взаимозависимости, являющихся основным полем их внешнеполитической борьбы. Развитые страны заинтересованы в сохранении такого состояния (которое, по сути, представляет собой состояние зависимости), тогда как страны «периферии», напротив, стремятся изменить его, установить новый мировой экономический порядок. В конечном счете, основные интересы тех и других лежат в сфере внешней политики, от успеха которой зависит их внутреннее благополучие. Значение внутриполитических процессов, борьбы партий и движений в рамках той или иной страны, определяется той ролью, которую они способны играть в контексте «миро-экономики»
Сущность и содержание научно-технической, экономической, социальной, национальной, культурной; религиозной, экологической, военной политики. По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики: • экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере; по уровням: по объему: В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся: • управленческая (политическое руководство обществом); 17Генезис, сущность, источники власти. Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла») Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются: · всеобщность — проникает буквально все человеческие отношения. · инклюзивность — соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.
|