Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные политические теории






Современные политические теории и политологические школы.

Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIX в. и если развитие политической науки до этого времени относилось к классическому этапу, то теперь в ее развитии выделяют институциональный этап (с конца XIX в. до 20-х гг. ХХ в.), бихевиоралистский (20-е гг. – 70-е гг.) и постбихевиоралистский (с 70-х гг. ХХ в. до настоящего времени) этапы.

Важное место в развитии политической мысли сыграли сложившиеся различные идеологические теории и направления. За недостатком времени только назовем их: либерализм (развивали Хайек, Фридман, Гайдар), консерватизм (Тетчер, Рейган), коммунизм (Сталин, Мао Цзедун), фашизм (Муссолини, Гитлер), социал-реформизм (Бернштейн, Брандт, Миттеран), анархизм (Кропоткин), религиозный фундаментализм (Хомейни, Омар), экстремизм и терроризм (Савинков, Бен Ладен), концепция ненасилия (М.Ганди, М.Л.Кинг).

Институционалисты считали, что политика есть совокупность властных институтов и опирались на тезис, что основным и верховным носителем власти является государство.

Но всевластие государства мешает развитию предпринимательства и коммерции, ограничивает права граждан. В центре политики выдвигается поиск институтов, ограничивающих государственную власть. Исследователи обосновывают значимость такого института как право. Складывается концепция правового государства, где государство и право отделены друг от друга.

Взаимоотношения государства и права являются стержнем институционализма.

 

По отношению к государству в институционализме борются два направления:

 

1. Государство всеобщего благоденствия - требует расширения функций государства. Т.е. государство должно заботиться о всех гражданах и обеспечить им полное благоденствие.

 

2. Либеральное государство - требует сведения влияния государства к минимуму (Р.Нойзик). Т.е. граждане сами должны себя обеспечить, а государство не должно этому мешать, а лишь только охранять их.

 

Институционализм дает и такое определение государства - государство - это совокупность институтов. Сегодня политологи выделяют в государстве институты законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

Важное место в политической жизни XX в. играют политические лидеры. Институционализм основательно исследует институт лидера в обществе. Например, немецкий ученый М.Вебер выделяет три типа лидеров: традиционный (т.е. тот, кому власть принадлежит по традиции - чаще всего это монарх), легальный (или рациональный) - тот, кто добивается власти на законных выборах, путем разумного выбора граждан, и харизматический (от слова харизма - божественный дар, благодать). Такого лидера обычно считают пророком, полубогом, выполняющим «великую миссию».

 

Но всегда возникает угроза того, что лидер сконцентрирует у себя огромную власть и установит диктатуру. Поэтому институционализм важную роль в политике отводит политическим партиям, т.е. еще одному институту общества. Например, французский политолог М.Дюверже считает, что лицо общества определяется не государственным механизмом, а партиями. Институционализм установил закономерности взаимного влия­ния партий и государства.

Взаимодействие всех политических институтов, по мнению институционалистов, определяет тип политического режима, или способ функцио­нирования политической власти в обществе.

Институционализм дал характеристику тоталитарного (Х.Арендт «Истоки тоталитаризма», Р.Арон, К.Фридрих, З.Бжезинский), авторитарного и демократического режимов.

Институционализм хорошо исследовал сложный механизм воздействия государства на общество, хорошо показана роль права. Но в тени осталось воздействие общества на государственный механизм, на политику.

В США в 1920-е гг. новым подходом в политических исследованиях стал бихевиоризм. Общество и политика нуждались в исследованиях политических процессов, принятии политических решений, в выработке эффективной политики.

Стояли вопросы, как конкурирующим силам и организациям захватить власть и организовать ее? Как повести за собой людей? Как организовать их по­литическое поведение? Используя достижения бихевиоризма (науки о поведении), одного из направлений в американской психологии Г. Лассуэл и Ч. Мерриам исследовали проблемы установок, ценностей, которые могут привлечь избирателей к политике и деятельности партий. Хорошо были исследованы способы воздействия лидера на избирателей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал