Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции игры.






О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра —это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нуж­но заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охот­но, с удовольствием, не преследуя никаких определен­ных целей.

Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, «когда ребенок теряет время на игру». Им ка­жется, что ребенок должен упорно работать, чтобы до­стичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, во многих работах игра опре­деляется как работа ребенка. По-видимому, это попыт­ка хоть каким-то образом «узаконить» игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В отличие от работы, которая имеет опреде­ленную цель и направлена на выполнение какого-то оп­ределенного задания путем приспособления к требова­ниям непосредственного окружения, игра внутренне сло­жна, не зависит от поощрений извне и приводит внеш­ний мир в соответствие с имеющимися у ребенка пред­ставлениями, как, например, в том случае, когда ребе­нок пользуется ложкой как машинкой.

Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы вооб­ражения. Самая любимая и всепоглощающая деятель­ность ребенка — это игра. Возможно, мы можем ска­зать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраива­ет этот мир так, как ему больше нравится. Было бы не­верно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» (1953, стр. 173—174).

Фрэнк (Frank, 1982) предположил, что игра для де­тей — способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в ре­альном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети на­учаются жить в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспери­ментируя, обучаясь.

Уолтман (Woltmann, 1964) пишет: «Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность концептуализиро­вать, структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Иг­ра, в этом смысле, дает ребенку возможность отреаги­ровать на ситуации, которые для него неприятны, запу­таны, сложны. Маленькому ребенку недостает семанти­ческой беглости, способность к пониманию у него еще только формируется.., различные типы текучих игровых материалов идеально подходят, по-видимому, для выра­жения его чувств и отношений» (стр. 174).

До десяти-одиннадцати лет большинству детей труд­но сидеть спокойно в течение продолжительного време­ни. Маленькому ребенку для того, чтобы сидеть спокой­но, требуется значительное усилие, поэтому его твор­ческая энергия расходуется на то, чтобы сосредоточи­ваться на непродуктивной деятельности. Игровая тера­пия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают труд­ности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и вырабо­тать определенные навыки (Papulia, Olds, 1986). Когда дети играют, они выражают собственную индивидуаль­ность и ближе подходят к внутренним ресурсам, кото­рые могут стать частью их личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал