Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе
исправительный пенитенциарный социальный работа В России еще только зарождается опыт социальной работы с заключенными. Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г., указываются три цели наказания: ? восстановление социальной справедливости; ? исправление осужденного; ? предупреждение совершения новых преступлений. В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки. В СИЗО введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий. Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается отправление религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий. Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой работы, духовно-просветительской деятельности, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности. В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных: ·повышается их социальный статус; ·препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которым подвержены большинство попавших в заключение; ·открывает большие возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения; ·помогает выработать адекватную самооценку и т. д. В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании нет должности социального работника. Но социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается своими специфическими чертами: ·она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях; ·ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью; ·она проводится в обстановке противоборства противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»; ·она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания; ·однако она не прекращается с окончанием исполнения наказания, т. к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру; ·социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях. В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против возможного жестокого или унижающего достоинство человека обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране здоровья и т.д. Основными же задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Также их обязанностью является работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи. Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом. Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них - умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д. Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются, прежде всего, в оказании помощи заключенным: ·в осознании необходимости изменения своей судьбы, установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки; ·в анализе своих противоправных поступков и потребностей; ·в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта; ·в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения; ·в решении административных и финансовых вопросов. Социальная работа занимает свое особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются 5 основных направлений исправления и перевоспитания заключенных: ·режим отбывания наказания - система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания; ·общественно-полезный труд - выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей; ·воспитательная работа - к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание; ·общеобразовательная подготовка; ·профессиональная подготовка; ·оперативная деятельность, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений. Каждое из этих направлений включает в себя компоненты социальной работы.
|