![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях
В пенитенциарных учреждениях наиболее распространены и востребованы организационные, информационные и консультационные технологии, направленные на восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей. Организационные технологии. Одна из наиболее острых проблем, переживаемых в условиях заключения, - отчуждение, отторжение близкими. В связи с этим наряду с режимными мероприятиями актуализируются меры, включающие различные формы сотрудничества: между заключенными; между заключенными и администрацией, сотрудниками; заключенными и их родными и близкими; заключенными и общественными, государственными органами и организациями. Цель такого сотрудничества - регулирование отношений между заключенными (освободившимися) и обществом, содействие их адаптации и ресоциализации в жизненном пространстве исправительного учреждения и обществе; предупреждение рецидивов преступления. Организация групп заключенных. Поскольку коллективная деятельность усиливает воспитательное воздействие, в учреждениях пенитенциарной системы специально организуются общности заключенных для выполнения каких-либо задач. Они могут иметь разные направленности: образовательные, культурно-досуговые, трудовые, проблемные. Социальные работники оценивают интересы и возможности заключенных, организуют группы самопомощи, группы родственников заключенных, группы содействия заключенным. Социальному работнику важно установить плодотворные и содержательные отношения с клиентом, он осуществляет диагностику причин криминального поведения, помогает осознать необходимость в изменении поведения. Информирование и консультирование заключенных. В пенитенциарных учреждениях заключенных информируют об их правах; особенностях и условиях нахождения в заключении (внутренний распорядок, социальные услуги и т.д.), о внешнем мире, куда они должны возвращаться. В России это направление требует разработки с использованием зарубежного опыта. Например, в Англии в первые часы заключения человек получает «Информационный пакет заключенного» из 15 брошюр, в которых изложены выдержки из тюремных правил и подробные разъяснения к ним, перечень предоставляемой социальной помощи и как ее можно получить. В каждой тюрьме и колонии работают консультанты службы социального обеспечения. В их задачи входит: помощь в разрешении ежедневных проблем заключенных; налаживание контактов с внешним миром, семьей; подготовка заключенного к освобождению и адаптации в открытой среде; подбор необходимой образовательной программы; организация консультирования со специалистом по конкретной проблеме. В России действуют правозащитные организации, которые предлагают разрабатывать нормативные акты, регулирующие порядок работы дежурного адвоката или защитников из состава правозащитных организаций в пенитенциарной системе. Например, в докладе уполномоченного по правам человека в РФ О.О.Миронова предлагается вручать задержанным карточки с указанием их прав. Действия социального работника по информированию и консультированию: . помощь в оценке проблемы; . разъяснение последствий и различных альтернатив решения; . сообщение о новой информации, ранее не доступной заключенному (семье, организации), или способах ее получения; . обучение приемам, технологиям, необходимым заключенному для пребывания в тюрьме и по освобождении. Индивидуальная реабилитация заключенных. Человек, оказавшийся в пенитенциарном учреждении, должен реалистично оценивать свое положение и неизбежное ограничение в действиях, включаться в субкультуру тюремной жизни. В социальной работе важное место занимает работа с отдельной личностью. Во многих странах организуются специальные программы по реабилитации преступников. К примеру, в пенитенциарных учреждениях США такие программы включают: психиатрические услуги, получение образования (среднего и высшего), профессиональную подготовку, участие в религиозных группах, в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах. В тюрьмах Германии социальные работники вместе с осужденными и руководителями тюрьмы составляют план обучения и работы на период лишения свободы, помогают осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом, организовать свободное время, рекомендуют виды обучения, поддерживают контакт между заключенными и их родственниками и др. Индивидуальная работа ведется следующим образом: ) помощь в осознании необходимости изменения поведения (установление плодотворных отношений с заключенными, оценка причин криминального поведения); ) помощь в изменении поведения в связи с повседневными проблемами тюремного быта; ) помощь в рассмотрении альтернатив и поиске правильного выбора решения, включая проблемы после освобождения (поиск работы, жилья, трудности общения с людьми и др.); ) поддержание социально полезных связей заключенного с семьей, бывшими сослуживцами, общественными организациями и т.д.; ) социальная работа с семьей, направленная на преодоление психологических, социальных и экономических последствий заключения члена семьи; ) содействие в защите прав заключенного. Организация трудовой занятости. Один из основных способов исправления осужденных - труд. Для организации трудовой занятости заключенных социальный работник: 1.ведет поиск государственных и негосударственных заказчиков целевых программ занятости; 2. участвует в разработке программ занятости и оценке ее результативности; . устанавливает контакты с работодателями; . анализирует профессиональную подготовку и трудовой потенциал заключенных; . участвует в организации обучения профессиональным навыкам; . определяет общественные работы для заключенных; . стимулирует заключенных к трудовой занятости; . создает условия для работы и соблюдения трудовых гарантий и др. Заметные изменения происходят в учреждениях исполнения наказания России, руководители которых большое внимание уделяют социокультурной деятельности заключенных. Для них проводятся спортивные соревнования, КВН, конкурсы песни, концерты как внутри колоний, так и между ними. Наиболее известный конкурс песни среди заключенных - «Калина красная», лауреат первого конкурса Елена Калинина теперь ведущая программы «Калина красная» на «Радио России». В некоторых колониях есть свои теле- и радиостудии, освещающие жизнь осужденных; любовь к братьям нашим меньшим заключенные могут проявить на фермах, где содержатся различные животные, в том числе и экзотические, к примеру страусы, павлины. Осужденные в колониях могут получать образование, как среднее, так и высшее. В детских колониях работают школы по подготовке к освобождению из воспитательной колонии, в которых рассматриваются вопросы жизни воспитанников на свободе.
Заключение
В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход от карательно-репрессивного характера пенитенциарной системы к ее охранно-защитной концепции. Однако, если исправительная система намерена отойти от прививающегося ей веками подхода, в центре которого - тюрьма, то необходимо признать ряд истин: 1)тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества; 2)тюрьмы являются средством наказания; )тюрьмы представляют собой дорогостоящее средство, и поэтому в них должны помещаться те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания; )тюрьмы должны находиться в той местности, откуда поступает их контингент; )поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости; )размеры тюрем должны быть ограничены; )в тюрьмах должен предоставляться набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных; )использование ресурсов и программы коррекции поведения должны быть нацелены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики; )система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих; )преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей; )необходимо находить, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы; )требуется большая исследовательская работа для оценки эффективности всех программ. Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.
Вопрос 47
|