![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление дебиторской задолженностью
Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность. Основными целями управления дебиторской задолженностью являются: выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; определение скидок или надбавок для различных групп покупателей; ускорение истребования долгов; уменьшение бюджетных долгов; оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности; отслеживание соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия; оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности. Для управления дебиторской задолженностью необходима актуальная информация о дебиторах, платежах и задолженности: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента. Процесс управления можно разделить на 3 этапа: 1) Анализ структуры ДЗ: Общий анализ «величины» ДЗ (общая сумма задолженности, количество клиентов); Сегментация ДЗ по срокам («свежая» ДЗ, «рабочая» ДЗ, просроченная ДЗ); Сегментация ДЗ по размеру (малая, средняя, крупная). 2. Ранжировать покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты и впоследствии своевременно их пересматривать с учетом мониторинга спроса на продукцию. 3. С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов. Управлять дебиторской задолженностью можно, стимулируя покупателей к досрочной оплате счетов. Обычно для этого предоставляются скидки с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного срока. Преимущество поставщика заключается в том, что, получив выручку раньше условленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку. Увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности в динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов. Превышение темпов роста дебиторской задолженности над темпом увеличения выручки от продаж свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о «замораживании» части выручки, необходимой для финансирования текущей деятельности.
|