![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системное мышление в публицистике. Специфика публицистического анализа.
Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистического анализа. Технологическая схема создания аналитического материала. Особенности выбора темы и работы с фактом в аналитической журналистике. Первоначальный анализ фактического материала. Конфликт, проблема, идея, концепция в аналитической журналистике. Построение аналитических текстов. Логические приемы в аналитической журналистике. Логическая структура аналитических текстов. Аргументы и аргументация. Онтологическая, гносеологическая и психологическая составляющая аналитических текстов.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. Стюфляева М.И. Специфика системного мышления в публицистики // Вестник МГУ, Серия 10, Журналистика. – 1991. – № 1. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. – М., 1976.
Предметом публицистического анализа выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Технологическая схема создания аналитического материала: 1) Первоначальный творческий стимул (творческий замысел). 2) Выбор темы / Сбор фактического материала. Первоначальный анализ фактического материала. 3) Выявление и анализ основного конфликта. 4) Формулировка проблемы. 5) Формулировка идеи. 6) Создание концепции. 7) Создание композиции. 8) Выстраивание логической структуры / Выстраивание образной структуры. 9) Изображение конфликта. Аргументация авторской позиции. 10) Выводы. Выход из конфликтной ситуации. Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения и служащих для постановки проблемы. Условия выбора темы: 1) выбор исходной ситауции («попасть в тему»); 2) соответствие кругу интересов аудитории («попасть в аудиторию»); 3) соотнесение в ходе анализа предмета своих знаний о нем с предварительной осведомленностью аудитории («попасть в контекст»). При работе с фактами важны: точность наблюдения, детальность фиксации происходящего, перепроверка достоверности выясненного. 2 подхода к выстраиванию фактов – восстановление временной цепочки фактов; выявление сегодняшней взаимосвязи явления с окружающим. Одновременно с отбором фактов происходит группировка, типологизация, классификация и систематизация данных, абстрагирование и обобщение. Конфликт обнаруживается в развитии событий, в столкновении характеров, в проявлении противоречий объективной реальности. Проблема – это осознание конфликта, отражение в сознании, а затем в произведении неких противоречивых моментов действительности. Идея – это обобщающая эмоционально-образная мысль, лежащая в основе журналистского произведения. Концепция – это структура идеи.
|