![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ в публицистике. Специфика публицистической образности.
Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистической образности. Специфика образного отражения действительности в публицистике. Документальное и условное. Факт, домысел и вымысел. Границы вымысла. Образная структура публицистического текста. Уровни образности. Образы-детали. Сюжетный и фабульный образный уровень. Образы характеров и обстоятельств. Образы времени и мира. Особенности времени и пространства в публицистике.Время ситуации. Историческое время. Исторический процесс. Публицистический хронотоп. Особенности создания образа в публицистике. Образ-факт. Образ-модель. Образ-концентрат.
Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982. Стюфляева М.И. Человек в публицистике. – Воронеж, 1989. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Любое публицистическое произведение обладает двуединой структурой: 1 – логическая: - тезис, - аргументы, - вывод (некий доказанный тезис); 2 – образная (иллюстративный материал). Разные группы жанров отличаются друг от друга степенью развернутости этой схемы. Так, в художественно-публицистических жанрах образная и логическая структуры уравновешиваются. Образ – конкретная и обобщенная в то же время картина действительности, имеющая эстетическое значение. Характеристики образа: - образ условен и идеален; -образ нагляден и передаваем; -образ обращаем. Публицистический образ, в отличие от литературного, не является независимой сущностью, он привязан к реальности. Его особенности: · документальность (образ-факт – совпадение природных данных факта с замыслом художника); · неавтономность, разомкнутость; · связанность с понятийной, логической структурой текста; · зачастую вторичен (образ-концентрат – художественные формулы, сосредоточившие смысл ситуации или явления, замещающие понятия, и в качестве такого заместителя имеющие хождение в обыденной жизни, публицистике, литературе). К специфическим особенностям публицистических произведений относится наличие двух типов отображения действительности – документального и условного. Публицистическая условность – это сложный механизм отображения действительности, имеющий своими исходными точками документальную фиксацию жизненного факта, а также свободу, ассоциативность и логичность авторского мышления. Формы условности: 1. Отбор и эстетическая обработка документальных фактов в процессе типизации. 2.Выбор определенных ракурсов или точек зрения. 3.Автор и авторская позиция. 4.Фабульно-сюжетные и композиционные решения. 5.Использование некоторых форм вымысла (усиление одних черт за счет других; перенос события во времени и пространстве; «домысливание» за персонажей; включение вымышленных персонажей или эпизодов и т.п.) Образная структура публицистического текста: 1) Образы-детали – мельчайшие единицы эстетического видения, которые могут отличаться в масштабах – от подробностей, обозначенных одним словом, до развернутых описаний (портрет, речевая характеристика, описание обстановки, быта, пейзаж). 2) Фабульный (сюжетный) образный уровень. Фабула – последовательность событий. Сюжет – последовательность описания этих событий в произведении. Т.о., данный уровень включает события, поступки, настроения, стремления, расчеты и др. Создается при помощи: авторской мысли; личности автора; собственно сюжета. 3) Образы характеров и обстоятельств – единичные и собирательные герои произведений, обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий – столкновениях, коллизиях, конфликтах. 4) Образ судьбы и мира (в публицистике – образ времени). Сверхпублицистика – публицистические произведения, по каким-либо причинам теряющие связь с конкретным социально-историческим временем и становящиеся относительно автономными, живущими продолжительное время – от нескольких десятилетий до нескольких тысячелетий. Особенности времени и пространства в публицистике. Пространство – современность как совокупность характерных ситуаций в богатстве составляющих ее элементов. Публицистическое время работает в тексте на 3 уровнях: время ситуации, историческое время, время в философском понимании слова. Публицистический хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений. Образ-модель – схематизация явления, процесса с целью создания наглядного образного представления о них. Служит раскрытию внутренней сущности явлений. Сочетает черты научного и художественного познания.
|