![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика и обзор основных жанров.
Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки художественно-публицистической группы. Синтез науки и искусства. Литературы и социологии. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Жанры, входящие в художественно-публицистическую группу (классическая и иные концепции). Художественно-публицистические тексты и жанры сегодня.
Колосов Г.В. Поэтика очерка. – М., 1977. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. – Воронеж, 1975. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Жанры – устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами: 1) предмет отображения («что?»). Существуют тексты, в основе которых лежит первичная реальность, и тексты, в основе которых лежит т.н. «вторичная» реальность, т.е. что-то, уже кем-то созданное; 2) целевая установка / функция («для чего?»), которая определяется разными целями публикации; 3) метод отображения («как?», «каким образом?», «с помощью чего?»). Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек. От публицистики эти жанры взяли политическую нацеленность, остроту, актуальность, логико-рациональную систему исследования, а от художественной литературы – образную систему и стиль. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга. Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник, Тепляшина): 1) Отражают весь спектр социальных отношений. 2)Представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности, т.е. науки и искусства, литературы и социологии. 3)Имеют свои стилевые особенности, которые обусловлены: - внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания), - функциями публицистики (единство информационной и воздействующей функций) – документальность и объективность, с одной стороны, и оценочность, выразительность, эмоциональность и полемичность – с другой. Стилеобразующий принцип художественно-публицистических жанров – чередование стандартных и экспрессивных единиц языка. Документальность способствует появлению образов – фактов (совпадение природных данных факта с замыслом художника).
Согласно классической концепции, к художественно-публицистическим жанрам относятся очерк, эссе, фельетон, памфлет. 1. Очерк – художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рационального и художественно-образного способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни. Л.Е. Кройчик определяет природу очерка как соединение 3 начал – социологического (научного), публицистического и художественного. Виды очерка: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка (этюд), путевой. 2. Эссе – публицистический жанр, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира. 3. Фельетон – художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной ассоциативной разработки темы с использованием иносказания. Средства сатирического заострения в фельетоне: гипербола (резкое преувеличение), гротеск (фантастическое преувеличение), пародия (утрированное подражание), литота (резкое преуменьшение). Все они создают сатирическую типизацию - воспроизведение характеров и явлений в обобщенном и в то же время в индивидуализированном виде в соответствии с их внутренней логикой, с определенных мировоззренческих позиций. 4. Памфлет – жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. В отличие от фельетона, памфлет ставит целью моральное уничтожение политического врага; гораздо ярче проявляется в нем публицистическое начало. Споры ученых о составе группы художественно-публицистических жанров: Б.В. Стрельцов: очерк, эссе, фельетон, памфлет. Л.Е. Кройчик: исследовательско-образные (художественно-публицистические) жанры – очерк, эссе, фельетон, памфлет В.В. Ворошилов: зарисовка, очерк, фельетон, памфлет. А.А. Тертычный: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра. Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. 19. Законодательство РФ о журналистике. Федеральный закон «О средствах массовой информации». Система законодательства о СМИ в России. Основные законы РФ, касающиеся медиасферы. Понятия свободы слова и информации, гарантии этих свобод в Конституции. Недопустимость цензуры. Ограничения на свободу слова и информации. Понятие частной жизни. Тайна и неприкосновенность частной жизни. Ограничения неприкосновенности частной жизни. Принципы сбора и хранения информации о гражданах. Приоритет международного права над национальным. Идеологический и религиозный плюрализм. Свобода творчества и преподавания. Гласность парламентской деятельности и судопроизводства.
Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002. Правовое поле журналиста. – М., 1997. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.
Основные законы РФ, касающиеся медиасферы: · Конституция РФ · Закон «О СМИ»; · Закон «Об авторских и смежных правах»; · Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»; · Закон «О рекламе»; · Закон «Об информации, информатизации и защите информации»; · Закон «О связи»; · Закон «О защите прав потребителей»; · Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»; · Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; · Закон «О государственной тайне».
|