![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль СМИ в информационном обществе.
Основные характеристики информационного общества (ИО). Причины возросшего значения средств массовой коммуникации в ИО. Пресса в ИО. Интернет-СМИ и конвергенция масс-медиа. Понятие «Веб 2.0» и его влияние на традиционную журналистику. Значение интернет-блогов для массовой коммуникации. Изменение коммуникации между журналистом и аудиторией. Негативные тенденции в воздействии СМК на аудиторию.
Землянова Л.М. Техника меняет общество, но всегда ли это является прогрессом? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2001. – № 2. – С. 50–59. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999. Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. – М., 1999. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999. Схема развития человеческой цивилизации: 1) Аграрное общество (с древнейших времен до 17 века) – развитие цивилизации за счет развития аграрной сферы. Развитие человеческих сообществ обусловлено природно-климатическими условиями и наличием мотивации к земледелию и скотоводству. 2) Индустриальное общество (17 – 20 вв.) соответствует капиталистическому строю. Решающие факторы общественного развития: материалы + рабочая сила + технологии. 3) Постиндустриальное, или информационное, общество (с 70-х гг. 20 века). Информационные революции: · изобретение письменности; · изобретение типографского станка; · изобретение электричества (человечество научилось генерировать электрический ток); · изобретение микропроцессора для ПК – середина 70-х гг. 20 в. Первые ПК появились благодаря существованию микропроцессоров. Далее появляются компьютерные сети (конец 70-х), что увеличивает объем обмена информацией и уменьшает ее потери. Основные характеристики информационного общества: 1. Главной ценностью является информация. 2.Информация является товаром (материалы СМИ, ПО). 3.Возрастает количество профессий, связанных с информационной сферой (программисты, работники СМИ, рекламы). 4.Увеличиваются информационные массивы (разного рода базы данных), в результате чего возникает проблема «информационного шума» и выборочного восприятия информации. 5.Постоянное удешевление и миниатюризация устройств для работы с информацией. «+» ИО: облегчение доступа к информации, облегчение коммуникации, избавление от рутинной работы, больше свободного времени и, как следствие, - времени на творчество. «-» ИО: первостепенной становится проблема информационной безопасности, возможность т.н. «электронного тоталитаризма», разрушение социальных связей, проблема т.н. «цифрового неравенства» (уровни развития информационных технологий в разных странах сильно отличаются. Для перехода к ИО создаются государственные программы: 1996 – США, 1997 – ряд европейских стран, 2000 – «Электронная Россия» (закрыта в 2009), 2009 – «Электронное правительство» (РФ).
|