![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логические основания для выбора игрушек и игровых материалов
Тридцать лет назад Джайнотт (Ginott, 1961) указывал, что в литературе содержится очень мало указаний на то, как выбирать подходящие игрушки и игровые материалы для использования в игровой терапии. Эта ситуация сохранилась и сейчас. Поэтому в этой главе я считал своей основной задачей изложить подробные указания, которыми терапевт может воспользоваться при отборе игрушек и игрового материала, который послужит для детей той средой, которая позволила бы им выражать свои чувства, исследовать отношения и познавать себя.
Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен». Игрушки и материалы должны предоставлять ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии. Игрушки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыражения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна игрушка не должка провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому поведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Многие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, позволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетворения, так необходимого для формирования позитивного самовосприятия. Выбор игрушек и игровых материалов должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, и всегда следует принимать во внимание основную идею: в первую очередь в работе с детьми использовать игровую терапию, тем самым признавая тот факт, что уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки ребенка — слова, а игра — его язык. Таким образом, следует выбирать такие игрушки и материалы (слова), которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности (язык). Поскольку наиболее полно дети могут выразить свои чувства и реакции посредством игры, игрушки и материалы, отбираемые для игровой терапии, представляют собой важную терапевтическую переменную. Следующие вопросы могут служить важными оценочными критериями для отбора игрушек и материалов. Могут ли игрушки и материалы: 1. Облегчить широкий спектр творческой экспрессии? 2. Облегчить широкий спектр выражения эмоций? 3. Возбудить интерес ребенка? 4. Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру? 5. Позволить исследование и экспрессию без вербализации? 6. Дать возможность успеха без предписанной структуры? 7. Дать возможность неопределенной игры? 8. Иметь жесткие конструкции для активного использования? Поскольку игрушки и материалы являются у детей частью коммуникативного процесса, следует уделить пристальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек. Игровые уголки и игровые комнаты, содержащие в ассортименте случайно подобранные игрушки и материалы, часто напоминают чулан и обрекают процесс игровой, терапии на неудачу.
Игрушки и материалы следует тщательно отбирать в зависимости от: 1 – их вклада в достижение целей игровой терапии и 2 – соответствия логическим основаниям игровой терапии. Не все игровые материалы автоматически побуждают ребенка к выражению собственных потребностей, чувств и ощущений. Игрушки и материалы используются ребенком в акте игры для коммуникации психологу своего собственного мира. Таким образом, следует отбирать такие игрушки и материалы, которые облегчают решение семи основных задач в игровой терапии: установление позитивных отношений с ребенком, выражение широкого спектра чувств, проработка опыта реальной жизни, практическая проверка ограничений, развитие позитивного образа Я, развитие самопознания, возможность развития самоконтроля. Установление позитивных отношений с ребенком Отношения между терапевтом и ребенком основываются на способности терапевта понимать высказывания ребенка и создавать среду, которая позволяла бы ребенку высказываться свободно. Выбор игрушек и игрового материала, которые помогут ясному пониманию терапевта и позволят ребенку разыгрывать сцены повседневной жизни, отыгрывать агрессию и способствовать творческому самовыражению, помогает установить ясную коммуникацию. Иными словами, использование кукольной семьи, где представлены все члены семьи ребенка, даст ему возможность разыгрывать сцены, которые терапевт сможет понять легче, чем, если та же сцена разыгрывалась с менее определенными объектами. В работе Джайнотта (Ginott, 1961) приводятся замечательные примеры, свидетельствующие о том, как важно для установления терапевтических отношений понимать смысл сообщений ребенка, а для этого необходимо надлежащим образом подбирать игрушки. Дети обычно разыгрывают сюжеты из жизни семьи, используя кукол, которые изображают маму, папу, братьев и сестер. В отсутствие таких кукол ребенок может разыгрывать такие сюжеты символически, используя большие и маленькие деревянные кубики. Но терапевт не всегда может распознать истинный смысл выказывания. Сталкивание двух кубиков вместе может означать порку или половой акт, а может быть просто испытанием терпения терапевта к шуму. Вставление карандаша в точилку может означать половой акт, но, возможно, карандаш действительно нужно поточить. Однако, когда куклу-папу пристраивают сверху на куклу-маму, вероятность ошибочной интерпретации снижается. Для ребенка и карандаш, и кукла могут в одинаковой степени являться средствами самовыражения, но их значение для терапевта различно. Наличие кукольной семьи дает ребенку возможность облегчить терапевту понимание своего «высказывания».
|