Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Естественная история и конкурентные взаимоотношения в живой природе.
Конкуренция между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности ресурсов внешней среды — пищи, света, воды, убежищ и т. д. Награда - процветание вида. Выживают самые сильные и самые выносливые.
Несмотря на то, что в его рационе преобладают корма растительного происхождения, кавказский бурый медведь является одним из самых крупных наземных хищников КБР. Этот зверь способен добывать практически все виды млекопитающих. Медведь может существенно влиять на смертность молодняка копытных животных в их первые месяцы жизни.
2. Человек состязающийся с Природой (побеждая холод, голод, болезни, расстояния, преграды. Награда - еда, тепло, убежище, Жизнь.). В наше время состязательность с природой живет в нас как атавизм, как генетическая память, удовольствие от победы: охота, рыбная ловля, экстремальный туризм, холодный душ, горячая баня и т.д.
По многочисленным данным «столицей экстремального туризма» на сегодняшний день является Кабардино-Балкарская республика. Так особо у любителей «экстремального туризма» популярны маршруты в Приэльбрусье, где «программа развлечений» включает в себя осмотр местных развалин, якобы «пострадавших в ходе военных действий», а так же по словам некоторых туристов могут случаться и встречи с боевиками. Особо развит Горный туризм в Кабардино-Балкарии. Подъемы на склоны, вершины, ледники через горные проходы и потоки всегда сопряжены с опасностью горных лавин, камнепадов, особенно в плохую погоду, поэтому альпинизм по праву считается экстремальным видом туризма.
3. Человек состязающийся с Богами (Состязание со смертью. Награда: сила, удача, бессмертие). Здесь зародились амбиции, стремление оставить о себе вечную память - пирамиды, каменные стелы, скульптура...Атавизм мифологической состязательности в современных состязаниях человек с человеком. Состязаются в спорте, искусствах, ремесле, чтобы показать богам, что их выбор (богов) должен пасть на победителя.
Почему в Кабардино-Балкарии так долго живут? Что это, живая вода, тайны магнитного поля, уникальный климат, дар Божий или наоборот наказание? Что спасает от болезней и чего боится человек, проживший более ста лет? На юго-западе Кабардино-Балкарии в село Эльтюбю знают секреты долголетия. Здесь люди верят в магию климата, а ученые мира защищают на чуде Верхнего Чегема целые диссертации, объект которых - долголетие, поселившееся в домах Эльтюбю. Примером служит долгожительница Зухра Мирзоева. Ее утро начинается с гадания на бобах. Предсказывает себе грусть или бодрость. Редко выходит Зухра Мирзоева в соседские дворы. После смерти мужа, Хамзат умер в 116 лет, не радуют ее ни воздух, ни горы родного Эльтюбю. И только правнуки - отрада. К 105-му дню рождения бабушки Зухры готовятся. И уже сами приносят воду из родника, как из сказки - живую и чудотворную, секрет долголетия верхнечегемцев. Она говорит: " Это вода - золото, она от гор идет". Четверо детей, годы выселения и работа доярки с 13 лет. Сегодня, в свои 105 бабушка Зухра вспоминает молодость. И сама не верит, что дожила до глубоких седин, сохранив здоровье и силу. Последнего, самого младшего сына она родила почти в 69 лет. Про силу почти мистического места - Верхний Чегем - пошла молва. И правда, то ли от убеждения, то ли от магии климата, чудеса начались: вода на морозе не замерзала, а в посуде могла стоять годами, не теряя чистого родникового вкуса. Научное обоснование секретам этих мест профессура института земного магнетизма все-таки дала. Село стоит на месте естественной пирамиды магнитных волн, отсюда и чудеса. Науке 105-летняя Зухра Мирзоева верит, но больше - в знамение всевышнего. Бабушка рассказывает: " Хлеб ем, сыр ем. В детстве раз 5 болела, и все. Ни разу в жизни таблетки не пила. Боюсь за что? Что еще столько же проживу".
4. Человек состязающийся с человеком (Сильнее, выше, быстрее; искусней, красивей, изящней, веселее; умнее, находчивее, оригинальнее...). Награда: признание современников. Другой аспект: человек состязается с самим собой, соперник ему нужен для того, чтобы подстегнуть себя.
Среди множества общекавказских национальных символов особо выделяется символ воина-всадника. Исторические, политические условия существования, постоянные войны, милитаризованный быт, развитый институт военных походов-набегов, специфические природно-географические условия и другие факторы обусловили расцвет наездничества. В силу того, что наибольшего развития коневодство получило в Кабарде, выведенная здесь порода лошадей стала известна как “кабардинская”, хотя черкесы (адыги) называют ее “адыгэш” - “черкесская лошадь”. Кроме традиционных скачек, в Кабардино-Балкарии народные праздники сопровождались различными состязаниями, джигитовкой, борьбой силачей и др.
5. Человек, состязающийся с обществом (Предвидящий, Зовущий, Ведущий, Управляющий...). Награда - радость познания, редко признание современников, благодарность потомков, чаще непонимание современников, одиночество. Награда обществу - историческая память человечества.
Нальчик всей своей историей призван служить символом мира, добра и благополучия. Здешняя земля щедра на талантливых и благородных людей, построивших красивый и гостеприимный город. Вступив в XXI век, Нальчик получил новый импульс развития и уверенно движется дорогой обновления и прогресса.
Примером человека, состязающегося с обществом, бабардинца, может служить Алим Кешоков, кабардинский поэт, прозаик, Герой Социалистического Труда (1990). Член ВКП(б) с 1914 года.
Родился в селении Шалушка. Отец — Кешоков Пшемахо Мирзобекович (1876-1937), после революции был председателем сельского ревкома, организатором колхоза, ранее работал сельским учителем. Мать — Кешокова Куоз Тлигуровна (1897-1983). Окончил двухлетнюю сельскую школу (1924—1926), открытую в 1923 году его отцом. После окончания филологического отделения Второго Северо-Кавказского пединститута в г. Владикавказе (1931—1935) работал преподавателем кабардинского языка и литературы на областных учительских курсах для подготовки учителей сельских школ. В течение года преподавал русский язык и литературу на Кабардинском педагогическом рабочем факультете, а затем поступил в аспирантуру Института нерусских школ в Москве. Позднее работал директором НИИ национальной культуры в Нальчике (1938—1939). Алим Кешоков написал первые стихи в 1924 году. Начал печататься в 1934 году. Его первый сборник стихов — «Бгы лъапэхэм деж» (У подножия гор. 1934), опубликованный на страницах альманаха " КъаруущIэ" (" Новая сила"). Во время Великой Отечественной войны служил в Красной Армии кадровым офицером (1941—1945). Cлужил в 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии, был ранен во время битвы под Сталинградом. После выписки из госпиталя участвовал в освобождении Донбасса, Запорожья, Мелитополя, Крыма, Прибалтики. В июне 1945 года был назначен министром просвещения Кабардино-Балкарской АССР и оставался в должности до 1948 года, затем работал секретарем Кабардинского обкома ВКП(б) (1948—1950). После окончания аспирантуры Института красной профессуры (Академия общественных наук при ЦК КПСС) в 1953 году работал заместителем председателя Совета Министров КБАССР (1953—1959). С 1959 года Алим Кешоков — председатель Правления Союза писателей КБАССР и секретарь Правления Союза писателей РСФСР, секретарь Правления Союз писателей СССР. Председатель Литературного фонда СССР (1970—1980). Был членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, Советского комитета по связям с писателями Азии и Африки. Был депутатом Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета КБАССР. В 1969 году Алим Кешоков стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. М. Гроького. В 1990 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Последние годы жизни жил в Москве, где умер 29 января 2001 года. Похоронен на родовом кладбище в селении Шалушка неподалеку от Нальчика
|