![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка и похвала
Ребенок: (Девочка нашла расческу и расчесывает волосы двум куклам). Терапевт: Они у тебя стали такими хорошенькими. (Поскольку детям обычно хочется угодить взрослым, возможно, девочка будет продолжать эти действия в надежде на то, что ее опять похвалят). Возможная реакция: Ты умеешь их причесывать. (В реакции отражается умение ребенка, а не высказывается суждение о результатах его деятельности). ……………………………………………………………………………………………………………………………… Ребенок: Может быть, я порисую, после того, как закончу это. Терапевт: Это хорошая идея. (Теперь ребенок может подумать, что терапевт хочет, чтобы он рисовал. Ребенок теперь не свободен переменить решение). Возможная реакция: Ты думаешь, что потом тебе, может быть, захочется порисовать. (Выражает понимание. Ребенок свободен принять решение). ………………………………………………………………………………………………………………………………. Ребенок: Я сделала самолет. (Она кружит самолетом по комнате). Терапевт: О, ты сделала самолет! Какой красивый самолет! (Энтузиазм терапевта превышает уровень эмоций ребенка. Ценностное суждение). Возможная реакция: И ты можешь сделать так, чтобы он летал по комнате. (Избегает пpoстого словесного отражения и выражает доверие ребенку). ……………………………………………………………………………………………………………………………….. Ребенок: (Изображает, что варит яйца, подает их терапевту на тарелочке). Как, вкусно? Терапевт: О, да, очень вкусно. (Дает оценку и создает внешнюю мотивацию). Возможная реакция: Ты очень старался сварить эти яички именно для меня. (Признает усилия, поощряет внутреннюю мотивацию). ……………………………………………………………………………………………………………………………….. Неуместные вопросы Ребенок: Мы с Кортни играли в домик и... (ударяется в долгие рассуждения о том, что они делали, без конца упоминая Кортни). Терапевт: Кортни — один из твоих друзей? (Вопрос отвечает потребности терапевта. Является ли Кортни другом ребенка, несущественно). Возможная реакция: Похоже, что вы с Кортни многое делаете вместе. (Высказывает понимание содержания и держит ребенка в фокусе внимания). ……………………………………………………………………………………………………………………………… Ребенок: (Привычно колотит Бобо, но с энтузиазмом. Никакого внешнего эффекта). Терапевт: Что ты чувствуешь, когда колотишь Бобо? (Неуместный вопрос, поскольку нет внешненаблюдаемого эффекта. Ребенку намекают, что он должен что-то чувствовать). Возможная реакция: (Не обязательно реагировать на все, что происходит в игровой комнате). ……………………………………………………………………………………………………………………………… Ребенок: (Рассказывает о своей бейсбольной команде и взволнованно говорит). Я знаю, мы сегодня выиграем! Терапевт: Тебе нравится выигрывать? (Задает вопрос, ответ на который очевиден. Вопрос обнаруживает недостаток понимания). Возможная реакция: Тебе действительно нравится выигрывать. (Замечание обнаруживает понимание). ………………………………………………………………………………………………………………………………. Ребенок: (Находит маленькую коробочку). А где то, что в ней было? (Кладет в коробочку туфельки Барби). Терапевт: Ты думаешь, они здесь лежали? (Сомнению подвергается решение ребенка, заставляет ребенка сомневаться в себе, реакция не передает понимания). Возможная реакция: Ты решила, что эти туфельки сюда подойдут? (Доверяет ребенку принятие решения).
|