![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспериментирование с установлением границ
Ребенок: (Собирается покинуть комнату через 15 минут после начала сеанса). Терапевт: Давай побудем здесь в оставшееся время, а не будем ходить туда-сюда, ладно? (Замечание звучит неуверенно, у ребенка спрашивают согласия). Возможная реакция: Джейсон, время, которое мы должны провести сегодня в игровой комнате, еще не кончилось. У нас еще тридцать минут, а потом ты сможешь уйти. (Устанавливает четкоеограничение и объясняет, когда ребенок сможет уйти). …………………………………………………………………………………………………………………………………….. Ребенок: Я хочу пойти туда (указывает на кабинеты). Терапевт: Давай немножко подождем, прежде чем уходить (Пытается заставить девочку остаться, надеясь, что она забудет, что хотела уйти). Возможная реакция: Ты хочешь пойти туда, к другим людям, но наше время окончится только через 10 минут, и потом ты сможешь уйти. (В высказывании содержится понимание того, что хочет ребенок, устанавливается твердое ограничение и сообщается о том, что можно будет сделать позже). ……………………………………………………………………………………………………………………………….. Ребенок: Можно, я налью сюда воды? (в ружье). Терапевт: Ты хочешь налить сюда воды, но мы этого сейчас делать не будем. (Не устанавливает четкого ограничения, указывает, что есть возможность налить воды в ружье позже. Использование местоимения «мы» подразумевает, что терапевт поможет ему налить воды в ружье). Возможная реакция: Тебе хотелось бы налить туда воды, но оно не для этого предназначено. Воду можно налить в таз. (Признает желание ребенка, устанавливает четкое ограничение и предлагает приемлемую альтернативу). ……………………………………………………………………………………………………………………………….. Ребенок: Я вот швырну этот грузовик прямо в то окно. Терапевт: Не мог ли бы ты с ним сделать что-нибудь другое? (Подразумевается, что исходный план вполне годится, если ребенок ничего другого придумать не может). Возможная реакция: Тебе хотелось бы швырнуть этот грузовик, но его нельзя швырять. С ним можно играть на полу. (Признает желание ребенка, устанавливает четкое ограничение и предлагает приемлемый вариант). …………………………………………………………………………………………………………………………………… Ребенок: (Пытается соскрести ножом краску с крышки баночки. Очень старается). Терапевт: Даже когда бывает трудно, ты не сдаешься. (Девочке теперь будет трудно остановиться, даже если краску действительно трудно соскрести; она будет бояться, что терапевт подумает, что она сдалась, и разочаруется в ней). Возможная реакция: Ты очень стараешься это соскрести. (Признает усилия ребенка). ……………………………………………………………………………………………………………………………………. Ребенок: Этот дом для тебя. Как ты думаешь, какого он должен быть цвета? Терапевт: Мне нравятся дома из красного кирпича. (Ребенок будет теперь озабочен тем, чтобы доставить удовольствие терапевту. Он может подумать, что от него ждут, что он нарисует дом из отдельных кирпичиков и потратит уйму времени, вырисовывая сотни кирпичей. А что, если он не умеет рисовать кирпичи?) Возможная реакция: Дом специально для меня. Ты можешь выбрать для него цвет, какой захочешь. (Позволяет ребенку принять решение и играть ведущую роль, ребенок остается в центре внимания. Все расположение дома — дело ребенка). …………………………………………………………………………………………………………………………………….. Ребенок: (Играет в «кухне» с младенцем и с кастрюлями и сковородками. Берет кофейник). Терапевт: Ты собираешься сварить кофе? (Терапевт навязывает собственную реальность и вмешивается в творчество и ход игры девочки. Что если она собиралась сделать что-то еще? Может быть, она собиралась налить апельсиновый сок или стакан молока для малыша?) Возможная реакция: А теперь тебе понадобилось вот это. (Высказывание свидетельствует о внимании терапевта и позволяет ребенку сохранить ведущую роль). Ребенок: Что мне сделать для нас покушать? Терапевт: О, ты много чего можешь сделать. (Подразумевается, что терапевт знает, что ребенок может приготовить многое; теперь ребенок будет ждать, чтобы терапевт сказал ему что именно). Возможная реакция: Ты сам можешь решить. (Предоставляет ребенку свободу и дает ему возможность взять на себя ответственность за решение). ………………………………………………………………………………………………………………………………. Этот новый язык эмпатических реакций требует усилий и последовательности со стороны терапевта, а также искреннего желания понять ребенка и быть целиком рядом, не подавляя ребенка, и предоставляя свободу быть таким, каков он в данный момент.
|