Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедура завершения отношений.
Выбор стратегии терапевта для завершающей стадии отношений в значительной степени определяется такими факторами, как возраст ребенка (и, соответственно, существующая у него на этот момент концепция будущего), его способность осознавать и активно участвовать в вербализации абстрактных понятий. В соответствии с философией центрации на ребенке, ребенок должен быть включен в предварительную работу, необходимую для завершения этих очень важных отношений. Когда терапевт приходит к выводу, что ребенок более не нуждается в игровой терапии, или чувствует, что ребенок готов прервать эти отношения, об этом следует поговорить во время сеанса, проявив здесь такую же сензитивность, как и по отношению к другим чувствам или решениям ребенка. Ребенка можно включить в выработку решения, касающегося прекращения отношений и даты последнего сеанса, поинтересовавшись, сколько еще раз, по его мнению, ему нужно прийти в игровую комнату. В школе и в некоторых агентствах окончание отношений может быть продиктовано окончанием учебного, года, и этот перерыв продлится, по крайней мере, три месяца, даже если ребенок, возможно, еще не готов к окончанию терапии. За исключением решения о количестве необходимых сеансов, здесь можно использовать любые другие завершающие процедуры. Прерывание отношений должно быть постепенным, не резким и дополняться огромной сензитивностью к чувствам ребенка. Если при завершении игровой терапии не соблюдается осторожность, ребенок может почувствовать себя отверженным, наказанным или испытывает чувство утраты. На самом деле, как бы хорошо ни было обставлено завершение процесса, нельзя дать никаких гарантий того, что ребенок не испытает ни одного из этих чувств. Совершенно понятно, что ребенок может испытывать волнение в преддверии завершения столь значимых для него отношений и разлуки с человеком, ставшим в его жизни столь важным. Эти чувства должны приниматься, и не стоит делать никаких усилий, чтобы заставить ребенка чувствовать себя лучше в ожидании разлуки. Поступить так означало бы пренебречь правом ребенка тревожиться, испытывать боль, сердиться — его правом испытывать любые чувства в связи с завершением отношений. Оставить открытой дверь для ребенка, если он почувствует потребность вернуться, сказав ему, что он может снова прийти сюда — вот что иногда помогает ребенку завершить процесс. Детям потребуется какое-то время в игровой комнате, чтобы пережить завершение столь значимых отношений, точно так же, как они переживали другие важные периоды своей жизни. Поэтому движение в направлении реального завершения нужно начинать за два или три сеанса до последней встречи. В начале построения отношений ребенку требовалось время для того, чтобы узнать и выработать способы существования в этой реальности. Теперь ребенку потребуется время для проработки чувств, возникающих в связи с окончанием этого важного отрезка жизни, и исследования чувства, связанные с тем, что такого рода поддержку получать он больше не сможет. Участвуя в планировании завершения отношений, ребенок получает возможность узнать, какие, чувства вызывает прекращение столь значимых связей. В процессе подготовки к завершению, некоторые дети во время сеанса могут обнаруживать определенный регресс и демонстрировать поведение, которое было им свойственно на начальных этапах. Это может быть одним из способов переосмыслить свое поведение и испытать удовлетворение от того, что сам можешь сравнить настоящее с прошлым. Ребенок может перепачкать уже нарисованную картину, а потом сказать: «Раньше так делал, это меня с ума сводило». Можно думать, что, отыгрывая прежние паттерны поведения, ребенок пытается сказать: «Я не хочу уходить. Пожалуйста, давай, я и дальше буду приходить сюда». С некоторыми детьми терапевту, возможно, захочется завершить отношения постепенно, превратив еженедельные встречи в ежемесячные. А можно, например, проводя в последний раз обычный еженедельный прием, назначить еще одну, контрольную, встречу через месяц. Такого рода тактика должна базироваться на потребностях ребенка, а не на потребности терапевта знать, как обстоят дела или на его нежелании оторваться от ребенка. Коль скоро процесс завершения отношений начался в течение последних двух или трех сеансов, детям каждый раз необходимо говорить, сколько еще раз они придут в игровую комнату. Для некоторых детей неделя— это очень большой промежуток времени, и они не могут так долго помнить, сколько еще раз им надо будет прийти в игровую комнату.
|