Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура завершения отношений.






Выбор стратегии терапевта для завершающей стадии отношений в значительной степени определяется такими факторами, как возраст ребенка (и, соответственно, су­ществующая у него на этот момент концепция будущего), его способность осознавать и активно участвовать в вербализации абстрактных понятий. В соответствии с философией центрации на ребенке, ребенок должен быть включен в предварительную работу, необходимую для завершения этих очень важных отношений. Когда терапевт приходит к выводу, что ребенок более не нуж­дается в игровой терапии, или чувствует, что ребенок готов прервать эти отношения, об этом следует погово­рить во время сеанса, проявив здесь такую же сензитивность, как и по отношению к другим чувствам или ре­шениям ребенка. Ребенка можно включить в выработку решения, касающегося прекращения отношений и даты последнего сеанса, поинтересовавшись, сколько еще раз, по его мнению, ему нужно прийти в игровую комнату. В школе и в некоторых агентствах окончание отношений может быть продиктовано окончанием учебного, года, и этот перерыв продлится, по крайней мере, три месяца, даже если ребенок, возможно, еще не готов к окончанию терапии. За исключением решения о количестве необхо­димых сеансов, здесь можно использовать любые дру­гие завершающие процедуры.

Прерывание отношений должно быть постепенным, не резким и дополняться огромной сензитивностью к чувствам ребенка. Если при завершении игровой тера­пии не соблюдается осторожность, ребенок может по­чувствовать себя отверженным, наказанным или испы­тывает чувство утраты. На самом деле, как бы хорошо ни было обставлено завершение процесса, нельзя дать никаких гарантий того, что ребенок не испытает ни од­ного из этих чувств. Совершенно понятно, что ребенок может испытывать волнение в преддверии завершения столь значимых для него отношений и разлуки с челове­ком, ставшим в его жизни столь важным. Эти чувства должны приниматься, и не стоит делать никаких усилий, чтобы заставить ребенка чувствовать себя лучше в ожи­дании разлуки. Поступить так означало бы пренебречь правом ребенка тревожиться, испытывать боль, сердить­ся — его правом испытывать любые чувства в связи с завершением отношений. Оставить открытой дверь для ребенка, если он почувствует потребность вернуться, сказав ему, что он может снова прийти сюда — вот что иногда помогает ребенку завершить процесс.

Детям потребуется какое-то время в игровой комна­те, чтобы пережить завершение столь значимых отно­шений, точно так же, как они переживали другие важные периоды своей жизни. Поэтому движение в направ­лении реального завершения нужно начинать за два или три сеанса до последней встречи. В начале построения отношений ребенку требовалось время для того, чтобы узнать и выработать способы существования в этой ре­альности. Теперь ребенку потребуется время для проработки чувств, возникающих в связи с окончанием этого важного отрезка жизни, и исследования чувства, связан­ные с тем, что такого рода поддержку получать он боль­ше не сможет. Участвуя в планировании завершения от­ношений, ребенок получает возможность узнать, какие, чувства вызывает прекращение столь значимых связей.

В процессе подготовки к завершению, некоторые дети во время сеанса могут обнаруживать определенный рег­ресс и демонстрировать поведение, которое было им свойственно на начальных этапах. Это может быть од­ним из способов переосмыслить свое поведение и испы­тать удовлетворение от того, что сам можешь сравнить настоящее с прошлым. Ребенок может перепачкать уже нарисованную картину, а потом сказать: «Раньше так делал, это меня с ума сводило». Можно думать, что, отыгрывая прежние паттерны поведения, ребенок пыта­ется сказать: «Я не хочу уходить. Пожалуйста, давай, я и дальше буду приходить сюда».

С некоторыми детьми терапевту, возможно, захочет­ся завершить отношения постепенно, превратив ежене­дельные встречи в ежемесячные. А можно, например, проводя в последний раз обычный еженедельный прием, назначить еще одну, контрольную, встречу через месяц. Такого рода тактика должна базироваться на потреб­ностях ребенка, а не на потребности терапевта знать, как обстоят дела или на его нежелании оторваться от ребенка. Коль скоро процесс завершения отношений на­чался в течение последних двух или трех сеансов, детям каждый раз необходимо говорить, сколько еще раз они придут в игровую комнату. Для некоторых детей неде­ля— это очень большой промежуток времени, и они не могут так долго помнить, сколько еще раз им надо бу­дет прийти в игровую комнату.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал