Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философии Просвещения
Философия Просвещения представляет собой далеко не однородное явление: она имеет свои особенности и различия во времени (в Англии, Франции, Германии). В Англии – со 2-й половины ХVIIв. Идеи Просвещения равивали Д. Локк, Дж. Талланд, А. Коллинз; во Франции – Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. Ламетри, К. Сен-Симон, Ш. Фурье; в Германии, Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер. Творчество этих мыслителей оказало огромное влияние на развитие буржуазной идеологии. Французское просвещение возникло ближе к середине ХVIIв. и являлось катализатором Французской революции (1789-1794гг.). Оно выступило за свободу научной и философской мысли. Научное знание, выйдя из стен учебных заведений, становилось предметом широкого обсуждения в обществе. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. Они были убеждены в разумности мироздания и возможности построения общества благоденствия в соответствии с разумными принципами научно-обоснованного проекта, на основе норм морали, искоренения суеверий и невежества. Особенности философии Просвещения: во-первых, основой философии Просвещения было убеждение, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено с помощью разума; во-вторых, представители «научной революции XVII в.» ввели научное понятие научного закона, как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы.Просветители распространили это понятие и на общество; в-третьих, важнейшим законом развития общества просветители считали то, что оно развивается от менее совершенных форм, к более развитым, т. е. по пути прогресса. Именно просветители ввели в научный оборот идею общественно - исторического прогресса; в-четвертых, просветители резко критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод и т. д. и сформулировали стройную концепцию реформ, направленную на построение общества «общественного блага», в котором личность, ее права и свобода будут незыблемы; в-пятых, просветители впервые ввели в широкий научный оборот понятие цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный). По их мнению, она представляет собой: с одной стороны – определенный этап в развитии человеческого общества; с другой стороны – всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни народов (признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом и т. д.); в-шестых, в рамках философии Просвещения развивались различные варианты «договорной теории» (общественного договора, разделения властей и др.); в-седьмых, на знамени эпохи Просвещения начертано три главных лозунга: наука, прогресс и гуманизм. При этом, обращение идет не просто к разуму, а к научному разуму, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. В их понимании научное знание должно стать делом общественным. Поэтому французские просветители организовали издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780гг.), которое стало величайшим достижением культуры XVIII в. В французской философии этого периода можно выделить три основных направления: а) деистическое; б) атеистическо-материалистическое; в) утопически-социалистическое. Деизм был представлен Ф. Вольтером, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяком. Для их мировоззрения в целом характерно: · понимание Бога как первоначала и причины всего сущего (но не более); · отвержение идеи Бога как личности и отрицание пантеизма (отождествление Бога и Природы); · отрицание даже возможности вмешательства Бога в процессы природы и ход истории людей после их сотворения. Представители атеистически-материалистического направления были: Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах. Они: · отвергали саму идею существования Бога; · объясняли происхождение мира и человека с естественно-научных позиций; · признавали познаваемость мира, но предпочтение отдавали эмпиризму. Утопическо-социалистическое направление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особенно распространилось во время Великой французской революции (1789-1794) и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов принадлежали Г. Мабли, Ф. Бабеф, К. Сен-Симон, Ф. Фурье. Их основным интересом были проблемы разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
|