Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классическая школа






В макроэкономике практически по каждому вопросу имеет место несколько точек зрения. При всем многообразии их можно сгруппировать в несколько основных концепций, среди которых наиболее значительными представляются классическая концепция, кейнсианство и монетаризм. Существуют принципиальные различия между представителями различных школ и направлений по вопросам интерпретации исходных посылок функционирования экономики, характера поведения экономических субъектов, особенностей и закономерностей функционирования отдельных рынков и характера взаимосвязи между ними, конечно, по вопросам экономической политики.

Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких как Ф. Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Мальтус, Л. Вальрас и другие. В наиболее законченном систематизированном виде данное направление представлено в трудах А. Маршала и др. экономистов «Кембриджской школы».

Основные постулаты классической школы.

1) Экономика по своей природе является экономической совершенной конкуренции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные факторы, не меняющие сути и характера экономической природы;

2) Цены в экономике, абсолютно гибкие (в коротком периоде). (Цены на блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагирует на взаимные колебания);

3) Экономические субъекты действуют рационально исходя из максимизации своей выгоды;

4) Разделение экономике на два автономных сектора: денежный и реальный. При этом все рынки реального сектора являются равновесными. Деньги служат лишь счетной единицей и средством обращения;

5) Экономика является само регулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов (гибкие цены, гибкая ставка % и гибкая номинальная ставка заработной платы);

6) Ведущая роль в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» отводится совокупному предложению;

7) Так как на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выкупа (национального дохода полной занятости);

8) Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми.

Характерная особенность классического подхода состоит в том, что к исследованию макроэкономических проблем широко применяются методы микроэкономического анализа.

Классический подход объективен, т.е. лишен субъективных оценок и суждений.

Появление кейнсианства существенно поколебало позиции классической школы, тем не менее данное направление постоянно развивалось, постепенно трансформируясь в неоклассическую концепцию (Р. Солоу, Т. Сарджент, Р. Лукас, Н. Уомлес и др.). Основное методологическое отличие неоклассической концепции от традиционной классики состоит в разработке теории рациональных ожиданий, объясняющей характер поведения субъектов в современной экономике.

Кейнс является родоначальником макроэкономики, он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Основные положения кейнсианцев может интерпретировать как полное отрицание постулатов классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классикам как некоторая абстракция, «идеальная» экономика, не отражающая реальных процессов.

Основные положения кейнсианства:

1) Экономика не является экономикой совершенной конкуренции;

2) Цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты) и особенностей повеления экономических субъектов (денежных иллюзий);

3) Экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь, руководствуясь субъективными факторами, такими, как традиции, требования среды, психология поведения и т.д.

4) Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействие денежного рынка с реальным сектором экономики;

5) Все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках;

6) Ситуация полной занятости не характерна для экономики;

7) Факторы экономики не взаимозаменяемые;

8) Ведущая роль совокупного спроса в модели «совокупный спрос – совокупное предложение»;

9) Экономика не является саморегулируемой, отклонение от равновесия как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.

Кейнсианские модели в большей степени отражают экономические реалии, в то же время, как правило, они носят субъективный характер, так как в качестве параметров в них выступают ненаблюдаемые переменные, отражающие предпочтения экономических субъектов.

Кейнсианство, так же как и классическое направление, находится в постоянном развитии, можно упомянуть таких известных представителей посткейнсианства (неокейнсианства), как Р. Клауэр, Г. Барроу и другие.

 

Плановая экономика

Плановая экономика — это экономика, при которой материаль­ные ресурсы составляют гос. собственность, а на­правление и координация экономической деятельности осущест­вляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Существуют два вида плановой экономики: демократическая пла­новая экономика и командная плановая экономика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал