Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 6






 

1. Раскройте соотношение понятий «предмет» и «объект» науки. Почему существует проблема границ человеческого познания?

Предмет – установление особенностей, специфика научно-познавательной деятельности, раскрытие сущностной природы научного знания, изучение, установление общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Но с ростом НТП и обнажением его негативных, разрушительных последствий приходится расширить исследовательское поле и включить проблемы касающиеся нравственных, моральных и этических аспектов научно-познавательской деятельности и место науки как в системе современной культуры, так и в структурной организации современного общества. В центре внимания современной философии науки оказались все 3 аспекта бытия науки, а именно: наука как познавательная деятельность, наука как отдельный социальный институт и наука как особая сфера культуры.

Теперь остановимся на взаимоотношении науки и философии. Следует отметить, что отношение между наукой и философией носило принципиально иной характер по сравнению с отношением между наукой и религией. Дело в том, что многие науки и особенно естественные, такие, как физика, астрономия, биология, в своем зародышевом состоянии, т. е. в виде спорадического знания, сперва появились в лоне философии и лишь развившись и достигнув, так сказать, зрелого состояния, отпочковались от нее. Именно поэтому отношения между философией и зарождающейся наукой были не просто доверительными, но и носили, в известном смысле, генетический характер, т. е. были, образно говоря, по-матерински теплыми. Данное обстоятельство явилось, по-видимому, одной из причин господствующего вплоть до середины прошлого столетия понимания философии как " матери" или " царицы" (" королевы") наук. Однако, подобное понимание взаимоотношения философии и науки фактически также низводит науку до жалкого состояния опекаемого, в результате чего эта последняя также теряет свою самостоятельность и независимость. И не исключено, что именно данная попытка удушить науку в объятиях философии и вынудила одного из самых великих умов человечества - Исаака Ньютона (гг.) бросить свой знаменитый клич: " Физика, берегись метафизики" (под метафизикой он имел в виду философию).

Господствующий в античной и классической философии взгляд на отношение между наукой и философией, согласно которому эта последняя была поставлена над наукой в качестве ее высшей и строгой повелительницы, был к середине прошлого века подвергнут, правда, с разных позиций, серьезной критике и принципиально пересмотрен, как в марксистской философии, так и в позитивизме.

В марксистской философии сложилась традиция подходить к проблеме соотношения науки и философии и решить ее с позиции диалектики всеобщего, общего и частного. Согласно этой традиции философия имеет своим предметом всеобщую связь явлений действительности, т. е. те всеобщие закономерности, которые действуют и обнаруживают себя во всех областях или фрагментах реальности. Между тем, наука имеет дело только с частными или, в лучшем случае, с общими закономерностями, которые действуют и проявляют себя либо в отдельной области действительности, либо же только в некоторых из ее фрагментов. В силу этого философия, согласно марксистской точке зрения, может выполнять и выполняет, на самом деле, по отношению к науке лишь общую методологическую функцию. Она объявляется общей методологией научного познания. Однако, будучи общей методологией науки, философия, в свою очередь, испытывает определенное активное воздействие со стороны науки. Так она, например, не может уточнить свои понятия и представления и развиваться дальше иначе, как путем обобщения важнейших данных и достижений если не всех наук, то по крайней мере, многих из них.

Следовательно, философия и наука как важнейшие сферы или области единого человеческого познания находятся между собой, согласно марксистской философской концепции, в диалектическом взаимодействии, в отношении активного взаимовлияния.

Что же касается позитивизма, то он подвергает модель " Философия - царица наук" критике и пересмотру, исходя из совсем иных принципиальных соображений. Основоположник позитивизма - французский философ и социолог Огюст Конт (гг.) полагает, что спекулятивная, т. е. умозрительная философия (или, как он ее обозначает - метафизика) в принципе невозможна в силу ее " неэмпиричности". Дело в том, что наука, согласно его мнению, может выполнять только описательную функцию. Она имеет дело не с сущностями (ибо они непознаваемые), а только с явлениями. Именно поэтому Конт считает научными лишь те знания, которые либо непосредственно " выводимы из опыта", либо же сводимы (хотя бы в конечном счете) к элементам чувственного опыта - к ощущениям. Что же касается метафизических (т. е. философских) проблем и представлений, то они, в силу их " неэмпиричности", не могут быть никаким образом оценены нами. Поэтому Конт и объявляет их бессмысленными. Так, позитивизмом отвергается по существу само право метафизики (или философии в традиционном ее понимании) на существование в качестве особого раздела человеческого знания. Попытки реабилитации философии в качестве составной части этого знания, предпринятые так называемым третьим позитивизмом (т. е. неопозитивизмом), закончились предельными сужением и обеднением предмета философии как по объему, так и по содержанию. Так философия, согласно логическим позитивистам (М. Шлику (гг.), Рудольфу Карнапу (гг.) и другим) своим предметом может и должна иметь только исследование логико-гносеологической структуры знания. В отличие от логических позивистов сторонники аналитической философии (Бертран Рассел (гг.), Людвиг Витгенштейн (гг.)) определили предмет философии как критику языка.

Объект познания - то, что познается, фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Проще говоря, объектами познания являются те факты, которые исследует познающий: человек, его здоровье и болезни или вторичные продукты человеческой жизнедеятельности - философии, медицины, искусства, религии и т. д. Подчеркнем, что объектом познания является лишь та часть объективной реальности, которая включена в исследовательскую деятельность субъекта.
Предмет познания - это зафиксированные в жизненном опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенно заданной целью в конкретных условиях бытия и обстоятельствах жизни. Предмет познания указывает на нетривиальный характер формирования самого объекта. Последний должен быть сознательно и целенаправленно выявлен из множества фрагментов объективного бытия и представлен в форме конкретной познавательной задачи. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, включенного в научное или какое-либо другое исследование. Так, например, объектом познания в анатомии и физиологии являются все живые организмы, в то время как предмет первой составляет их строение, а второй - их функционирование. Следовательно, объект познания входит в науку через конкретный предмет исследования. Короче говоря, предмет познания - это определенное видение проблемы исследования и понимание объекта познания. Таким образом, под предметом познания понимают абсолютно все, о чем можно мыслить или высказывать суждения.

 

2.Объясните сущность категорий философии «возможность» и «действительность» Приведите примеры


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал