![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы в развитии средневековой философии:патристика и схоластика
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Патрис – значит «отец». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших теоретические основы христианского вероучения. В рамках патристики выделяются этапы: 1) Апологетика 2-3 в.в., которая характеризуется оформлением христианского мировоззрения, происходит теоретическая защита христианства от римского государства и языческой философии. Представители: Климент Александрийский, Татиан, Юстин-мученик, Тертуллиан. «Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия». 2) Классическая патристика 4-5 вв. - формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли. Наиболее яркие фигуры: Аврелий Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Основные проблемы классической патристики: · Тринитарная – учение о соотношении ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. · Христологическая – сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой. · Антропологической – вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в аспекте искупления им грехов и спасения. 3) Заключительный период в развитии патристики 6-8 вв. В это время намечается стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. Наиболее яркие фигуру этого периода: Максим Исповедник, Иоанн Дамасскин, Михаил Пселл, Григорий Палама, Боэций. Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии. Он несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola – школа. Цель схоластики – философски рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение и догматы Церкви. Отсюда появление тезиса: «Философия – служанка богословия». Периоды развития схоластики: 1.Период ранней схоластики 9-12 вв. Иоанн Скот Эриугена, Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентенберийский. 2.Период зрелости 13 в. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот. 3.Период заката 14-15 вв. Уильям Оккам, Николай Орем. Отличительные черты схоластики · Оторванность от реальной действительности; · Замкнутость; · Консерватизм; · Крайний догматизм; · Полное подчинение религиозным идеям; восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины; · Схематичность; · Назидательность; · Учительство.
|