Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовые (массовидные) психические явления, их классификация.
Массовидные явления психики – это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах (свыше 30 человек) или массах людей. К массовидным явлениям психики относятся: - Массовое сознание – средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы. Представление о массовом сознание будет иметь абстрактный, обобщённый характер, поскольку его характеристика не будет относиться ни к одному конкретному представителю данной массы людей. - Массовое настроение – это общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой. Отличается от индивидуального настроения тем, что последнее зависит от случайных обстоятельств жизни и часто меняется. Настрой масс людей гораздо устойчивее и определяется социальными условиями, в которых в данный момент находится соответствующая масса людей. - Массовое (обобщённое) мнение определяется как обобщённое (коллективное) мнение масс людей по какому-то вопросу. Оно практически никогда не бывает единым, и поэтому социологи определяют его в виде некоторого рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большинства людей. - Массовые психические состояния – это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени. Динамика массовых психических состояний соответствует динамике массовых настроений. - Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств (телефон, печать, радио, интернет). Посредством массовых коммуникаций устанавливают общее в психологии и поведении масс людей, обменивающихся между собой информацией (например, разделяемые ими общие социальные установки). - Массовые социальные установки – это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. В массовых социальных установках (как и в индивидуальных) выделяют три компонента: знания масс людей о том или ином социальном событии (объекте), эмоциональное отношение к нему и реальные или потенциальные действия, предпринимаемые в отношении данного события (объекта). - Мода – представляет собой то, что в данный момент пользуется наибольшей популярностью среди масс людей. Сюда относятся идеи, мысли, произведения искусства, литературы, всё то, что со временем изменяется. - Слухи – это не вполне достоверная, непроверенная, официально не подтверждённая информация, распространяемая исключительно от индивида индивиду в процессе общения. - Религия (вера) – это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своего убеждения. Вера может быть во что угодно (НЛО, парамедицина). - Реклама – разновидность социальной активности людей, направленная на массовое сознание с помощью массовой коммуникации. - Паника. 2. Социально – психологические аспекты личности. Индивидуальность человека. Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врождёнными свойствами, так и приобретёнными в процессе воспитания. Академик Б. Г. Ананьев обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяют базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Через них раскрываются динамические характеристики психики эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определённый стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства личности – это сплав её врождённых и приобретённых в процессе воспитания и социализации черт. Главной движущей силой развития индивидуальности являются её программирующие свойства – направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я». Механизмами саморегуляции служат самооценка и «Я – концепция». Индивидуальность есть единство свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойства, развивающиеся по определённой генетической программе. Первичными свойствами индивида являются возрастно – половые и индивидуально – типологические (конституция, особенности организации нервной системы и пр.), вторичными – динамика психофизиологических функций (темп психических реакций, эмоциональность) и структура физиологических потребностей (еда, движение, сон, информация) как потребности самосохранения. Интеграцией природных свойств является темперамент и задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности, где становится субъектом деятельности. Понимание человека как субъекта деятельности включает в себя три компонента: сознание как отражение действительности, деятельность как преобразование реальности и творчество как создание чего-то нового и оригинального. В деятельности формируются: познавательная сфер психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная. Исходными характеристиками для личности являются статусно – ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.
|