Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальные средства общения. Коммуникативная компетентность. Причины плохой коммуникации.






Невербальные средства общения (невербальный канал коммуникации) нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнёрами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Невербальными средствами общения можно передать как минимум 70% информации. Они делятся: 1. ВИЗУАЛЬНЫЕ средства общения – кинесика (движения рук, ног, головы, туловища); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица (мимика); поза (локализация смены поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, потоотделение); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в т. ч. половые, возрастные различия, особенности телосложения (конституция); средства преобразования (одежда, причёска, атрибуты). 2. АКУСТИЧЕСКИЕ (звуковые) средства общения – паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонации, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, пауза и их локализация в тексте); экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом, всхлипы). 3. ТАКТИЛЬНО – КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ (связанные с прикосновением) средства общения – физическое воздействие (ведение за руку, танец); такесика (прикосновение, рукопожатие, хлопанье по плечу, поглаживание). 4. ОЛЬФАКТОРНЫЕ (обонятельные) средства общения – приятные или неприятные запахи окружающей среды; естественный или искусственный запахи человека, его вещей.

Под коммуникативной компетенцией понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Компетентность составляют знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективность общения. Предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнёром по общению. Коммуникативная компетентность – это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия, в процессе развития личности.

Причинами плохой коммуникации служат коммуникативные барьеры, которые бывают: 1) Фонетический (возникает из-за несоблюдения физических характеристик коммуникации – темпа и скорости речи, качества дикции, произношения). 2) Семантический (возникает из-за несовпадения индивидуального опыта, незнания точного смысла употребляемого термина). 3) Стилистический (из-за структурирования передаваемой информации). 4) Логический (зависит от особенности мышления, право- или левополушарности партнёров по общению). 5) Психологический (связанный с симпатией / антипатией). Причиной плохой коммуникации могут быть: стереотипы, «предвзятое отношение», отсутствие внимания к партнёру по общению, пренебрежение фактами, ошибки в построении высказываний, неправильный выбор стратегии и тактики общения (например, манипулятивный, авторитарный стиль).

4. Малая группа; её характеристика.

Группа – звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных межличностных контактов, развитие которых ведёт к обретению группой разнообразных социально – психологических характеристик. Признаки малой группы: 1) некоторая продолжительность существования; 2) наличие общих целей; 3) взаимодействие членов группы; 4) наличие групповой структуры; 5) осознание входящих в группу индивидов себя как «мы», своего членства в группе. Малая группа характеризуется количеством людей – от 2 – 3 до 20 – 30. Различают «корпорацию» - это группа «закрытая» для лиц в неё не входящих, она противопоставляет себя другим группам, цель вынесена за пределы группы и достигается за счёт других групп, отдельных личностей; главная проблема такой группы – сплочённость, которая ставится выше психологической совместимости. Группа – автономия, характеризуется высоким единством её членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. На этом уровне члены группы идентифицируют себя как «Мы», а свою группу называют «Наша», в отличие от других групп – «Они». Но группа – автономия в своём развитии может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу «кооперация». Так бывает в случае гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости, а цели становятся узконаправленными. «Ассоциация» - это группа, замкнутая на себе, замкнувшая цели своей деятельности внутри самой себя. В «диффузной» группе взаимодействие базируется только на непосредственных отношениях (симпатии и антипатии). «Коллектив» - «открытая» группа, для которой значимо ценностно – ориентационное единство членов группы, эмоциональная приобщённость каждого к коллективу в целом, члены коллектива действуют не под влиянием давления группы, а в соответствии с групповыми ценностями, которые они разделяют. Развитая социальная группа проходит в своём развитии все эти стадии от низкого уровня (диффузная и ассоциация), до высокого (корпорация и коллектив).

Основные параметры малой группы, по которым можно анализировать успешность деятельности:

- численность (размер группы);

- структура отношений между членами группы;

- композиция (индивидуальный состав);

- групповые нормы (характер ценностей, норм, правил, которых придерживаются в группе);

- каналы коммуникации (структура официальных отношений);

- психологический климат (содержание неофициальных отношений).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал