![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направленность личности.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности. Направленность личности характеризуется основными элементами: Желание -- это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой. Интерес -- психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Склонность - это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься. Интерес может носить временный характер, когда по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер, тогда он перерастает в склонность. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Ценностная ориентация -- это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность -- это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Убеждения - это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении.
23. Образ «Я» и «Я-концепция», развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Самосознание – высший уровень развития сознания, сознание человеком себя как личности. Леонтьев считал, что самосознание – это понимание себя в системе публичных отношений. Выготский считал, что самосознание – это динамическая система представлений человека о самом для себя, понимание им собственных физических, умственных и других свойств, самооценка этих свойств, также личное восприятие влияющих на данную личность наружных причин. Самосознание – это личный образ собственного Я. Предпосылки самосознания: 1. Единство организма как целого; 2. Овладение своим телом, появление случайных движений; 3.Ходьба, самостоятельное передвижение и развитие речи; 4. Первое представление о своём Я; 5. Беспристрастная социализация – приспособление к миру семьи и социуму, начало трудовой деятельности; 6. Развитие критики и самокритики (10-11 лет). Структура самосознания: - когнитивная сторона, функция самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, формирование фиксированных представлений о для себя. – аффективная сторона, функция самоотношения: самочувствие, самолюбие. – волевая сторона, функция саморегуляции, регуляция психологической активности средством отражения и моделирования реальности; функция самоорганизации, самовоспитание, принятие себя. Этапы развития самосознания: 1.пассивный – самосознание развивается в след за развитие личности. 2.активный (с подросткового возраста) – самосознание врубается в процессе развития личности и в многом его определяет. Самосознание является относительно поздним продуктом, подразумевает в качестве собственной базы реальное становление малыша практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения. Самосознание – совокупа психологических процессов по средствам которых субъект деятельности понимает себя как такого. Главные функции самосознания (Гиппенрейтер): 1. Зание себя; 2. Усовершенствование себя, 3. Поиск смысла жизни. При всем этом, поиск смысла жизни есть одна из важнейших функций самосознания. Онтогенез сознания и самосознания (Ананьев): 1. Отделение собственных действий от предметов, выделение себя из мира вокруг нас; 2. Отделение себя от собственных действий, человек понимает, что является субъектом деяния; 3. Потребления местоимения «мой», «моя» в 2-3 года; 4. Потребления местоимения «я» в 3-4 года, переход к понятию мысли о для себя, начинает формироваться самооценка. Решающее значение для развития самосознания имеет взаимодействие с взрослыми, которые вырабатывают у малыша определенное отношение к предметам и себе. Уровни самосознания: 1). Природный – выделение субъекта из среды, переживание субъектом собственных действий. 2). Социальный – возникновение речи. 3). Личностный – собственные переживания, собственные мотивы. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
|