![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных.
Методы научных исследований - приемы и средства, с помощью которых в науке получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки научных рекомендаций. Развитие любой науки зависит от: - надежности методов (воспроизводимости результатов); - валидности методов (соответствие принятым стандартам). Задача всех методов: адекватно выявить отношения между внешним протеканием процесса и его внутренней природой. Выделяются 4 группы методов (по Ананьеву): 1. Организационные методы: сравнительный метод, лонгитюдинальный метод, комплексный. Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития. Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности. 2. Эмпирические методы: а) Наблюдение · объективное наблюдение - непосредственное (индивидуальное и коллективное) - опосредованное (анкеты, опросники) · самонаблюдение - непосредственное (словесный отчет) - опосредованное (дневники, автобиографии, письма). б) Экспериментальные методы · лабораторный - метод психических реакций - психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности) - психометрические методы (исследованиемнемических, перцептивных процессов) · естественный - в условиях труда - в условиях учения - в условиях игры · психолого-педагогический - констатирующий - обучающий Экспериментальный метод предполагает следующее: § исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него; § экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление; § эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности. в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа) г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ) д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)
|