![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)
Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей. Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков. Среди них: - Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить другого человека. - Установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования». - Развитие способностей к конструкторским играм, практического мышления. - Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества. Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами. Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия. - Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки). - Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным). - Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей). - Становление воли, произвольности действий. - Любознательность (в 4-5 лет дети — «почемучки»). - Развитие воображения. Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). - Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая затем перерастает во внутреннюю. - Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия). - У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. - Развивается мышление на дооперациональном уровне (Пиаже), происходит постепенный переход к операциональному уровню. - Появляется интерес к половым органам, к рождению детей. Это фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года). Складывается и преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется совесть — цензор моральных суждений. - Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам. - В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает. 52. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. (6-11 лет) Ведущая деятельность в этот период — учеба. Его характеристики таковы: - перестройка познавательных процессов: формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической); - развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно - логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий); - формирование саморегуляции поведения, воли; - освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания; - овладение навыками домашнего труда; - расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе; - предпочтение развивающих игр, которым тем не менее отводится второе после учебы место; - формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки; - появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам». Новообразования: - формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий; - возникновение способности выполнять действия в уме — умственный план действий; - произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием; - появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает; - развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.
|