Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация основных методов.
Общенаучные методы: диалектический; методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование. Диалектический метод (гр. dialectike – вести беседу, полемику) – познание права в развитии и самодвижении. Это универсальный метод мышления и действия. Поскольку диалектика выступает системой принципов, законов и категорий, используемых во всех науках, в том числе в эпистемологии государства и права[1], то диалектический метод называется всеобщим. Основные принципы диалектики: универсальная взаимосвязь; развитие; системность; материальное единство мира. Основные законы диалектики, сформулированные немецким философом Г. Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Основным средством выражения философского знания выступают категории: «бытие», «субстанция», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «противоречие», «свойство», «отношение», «количество», «мера», «отрицание», «связь», «действие», «единичное», «особенное», «общее», «часть», «целое», «система». Методы формальной логики: · анализ (гр. аnalysis – разложение, расчленение) – логический прием, расчленение объекта исследования (мысленно или реально) на элементы. Нормы права делятся на элементы: гипотеза, диспозиция, санкция; · синтез (гр. synthesis – соединение, сочетание) – логический прием, процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое. · индукция (лат. inductio – поведение) – логический прием, движение мысли от единичного к общему; · дедукция (лат. deductio – выведение) – логический прием, восхождение процесса познания от общего к частному, единичному; · абстрагирование – отвлечение от ряда частных признаков, свойств, отношений отдельных предметов для получения цельного знания о предметах и явлениях. Специальные методы (используются в некоторых науках): · статистический – анализ информации, характеризующей количественные и качественные закономерности правовой жизни общества. · математический – анализ правовой реальности при выяснении процента опасных преступлений, совершенных в определенном районе, городе, коллективе школы; · конкретно-социологический – наблюдение, опрос, интервью, построение правовых моделей, выяснение мнения различных слоев населения общества о поправках к УК, внесенных в Национальное собрание Республики Беларусь. Частнонаучные методы используются только в теории права. В. И. Власов к этой группе относит методы: · сравнительного правоведения – изучение правовых систем · правового эксперимента – апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства (использование «одного окна» при подаче документов на право владения, пользования земельным участком и др.); · правового прогнозирования – предвидение сокращения роста преступности среди молодежи на основе объективных конкретных данных, характеризующих состояние, деятельность молодежи (в коллективе, районе, области); · формально-юридический – изучение права вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права. Существует иная классификация методов (А. В. Малько, В. М. Корельский, Н. А. Горбаток): Всеобщие, мировоззренческие, философские – наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др. Общенаучные методы познания – анализ, синтез, системный и функциональный подходы. Частнонаучные – специальные (конкретно-социологический, статистический, кибернетический) и сугубо юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой)[2]. Доктор юридических наук профессор С. Г. Дробязко все методы разделяет на две группы: общенаучные (диалектический, метафизический, формационный, цивилизационный, догматический, нормативный, дедукция, индукция, анализ, синтез); частнонаучные (исторический, историко-политический, генетический, историко-сравнительный, компаративистский (сравнительно-правовой), структурный, структурно-функциональный, функциональный, статистический, конкретно-социологический, логико-математический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический и др.)[3]. С. Г. Дробязко не рассматривает суть каждого метода, однако справедливо замечает, что предлагаемые в общей теории государства и права классификации методов относительны. В качестве критерия подобной классификации автор выдвигает наиболее общие принципы познания государства и права. Он представил общую характеристику современной методологии (что особенно ценно), которая Выделяют также три уровня научного познания: · высший уровень – методы, применяемые ко всем изучаемым объектам; · средний – междисциплинарные методы, применяемые к нескольким однотипным объектам; · низший – методы для изучения одного объекта.
|