Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Принятие нового Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок
Принятие нового Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, а также и тем, что действовавший ранее Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)" не мог обеспечить наиболее эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Законодатель стремился исправить упущения Федерального закона от 8 января 1998 г. и более четко урегулировать сложные отношения в обозначенной сфере. Однако новый Закон тоже не решает всех проблем, кроме того, ряд введенных им новелл вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике. Рассмотрим некоторые из них. Говоря о понятиях, используемых рассматриваемым Законом, следует отметить, что их перечень значительно расширен. Закон содержит ряд новых понятий: финансовое оздоровление (процедура банкротства, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности); административный управляющий (арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения финансового оздоровления); саморегулируемая организация арбитражных управляющих (некоммерческая организация, основанная на членстве, которая создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих); регулирующий орган (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций). Обозначим основные изменения, введенные новым Законом о банкротстве, применительно к конкретным процедурам. Рассматривая правовое регулирование процедуры наблюдения, прежде всего следует отметить, что изменено само понятие этой процедуры. Если ранее оно звучало как " процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника" (абз.9 ст.2 Закона от 8 ноября 1998 г.), то теперь наблюдение определено следующим образом: " процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов" (абз.11 ст.2 Закона от 26 октября 2002 г.). Изменен и момент введения процедуры наблюдения. Прежде наблюдение вводилось с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Сейчас это возможно в момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом лишь в том случае, если заявление подано самим должником. Во всех других случаях процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя (п.1 и 2 ст.62 Закона от 26 октября 2002 г.). Исходя из позиции законодателя, такое положение представляется совершенно логичным, но возникает вопрос, каковы могут быть последствия предоставления должнику возможности как минимум 15 дней (с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом и до проведения заседания о проверке обоснованности требований заявителя) вести не контролируемую арбитражным судом, арбитражным управляющим и иными лицами деятельность. Новым Законом наконец-то установлен предельный срок для проведения процедуры наблюдения. Согласно п.3 ст.62 оно должно быть завершено не более чем за семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Отсутствие предельного срока для этой процедуры в ранее действовавшем законодательстве порождало немало вопросов. Новой для российского законодательства о несостоятельности является и процедура финансового оздоровления. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. Суть его состоит в обеспечении исполнения обязательств должника, благодаря которому производится восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком. Такое исполнение обязательств в силу п.1 ст.79 нового Закона может быть обеспечено залогом, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и иными способами, не противоречащими рассматриваемому Закону. Введение процедуры финансового оздоровления представляется весьма прогрессивным шагом. Однако только практика позволит определить, насколько эффективно это нововведение. Касательно внешнего управления следует отметить значительное увеличение числа мер по восстановлению платежеспособности должника. Довольно любопытна одна из них - замещение активов должника. Оно производится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. Их акции включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, при этом продажа должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов (ст.115). В новом Законе более детально разработаны положения, регулирующие использование иных мер по восстановлению платежеспособности должника. Срок внешнего управления увеличен до восемнадцати месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев. Существенно и сокращение очередей удовлетворения требований кредиторов - с пяти до трех (ст.134). Изменения коснулись и правового положения залогодержателя в деле о банкротстве. Новый Закон несколько изменяет регулирование признания несостоятельности градообразующих организаций, поскольку иначе определяет само понятие градообразующих организаций. Теперь таковыми признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Ранее градообразующими организациями считались юридические лица, численность работников которых и членов их семей составляла не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Установлено ряд особенностей, связанных с регулированием отношений по несостоятельности субъектов естественных монополий, стратегических предприятий и организаций, чего не было в предыдущем Законе о банкротстве. Многое свидетельствует о кардинальных изменениях в российском законодательстве в области несостоятельности (банкротства). Однако непроработанность отдельных положений, легко предсказуемые сложности их практического применения - все это наводит на мысль: жизнь внесет в новый Закон существенные коррективы.
|