Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Считалось, что свободный человек не создаёт другим проблем, и не является для них обузой.
Как минимум, пипл должен был уметь сам о себе позаботиться, и в полной мере владеть навыками выживания: знать способы честного заработка. Без этого нельзя было идти на трассу (так как ехал человек не в пустоту, а к собратьям на вписку - он не мог себе позволить тунеядство, " оттяг" на флэту за их счёт).16 В идеале же, свобода означала для пипла способность беспрепятственно помогать другим17 и осуществлять духовную активность18 (для чего стремились сбросить да вящие социальные ограничения). Система позволяла человеку жить - ради высших целей - в положении маргинала, но не заставляла оставаться в этой роли навсегда. Напротив: переходный, временный характер нахождения в Системе полностью осознавался ищущими (только подвижник м ог оставаться в движении сколь угодно долго).19 В большинстве же случаев, человек со временем покидал Систему, оставаясь для пиплов союзником и другом. Те, кого называли своими людьми, уже всегда работали, имели профессию или владели ремеслом (как минимум - учились). Они были самостоятельны, но находились внутри социума - это было главное отличие. Система не навязывала всем и каждому оди н определённый образ жизни: движение лишь декларировало, что свободный человек предпочитает находиться в стороне от власти и контроля.
Если духовно ищущие были активом движения, а свои люди - аурой, то творческие подвижники были его ядром. Именно на этом уровне шло самовоспроизведение Системы (как уже упоминалось, лидерство в ней было только ситуационным, связанным с конкретным делом - и заканчивалось с достижением намеченного результата). Бессменных, постоянных руководителей движение не знало: Система просто не нуждалась в них (идеология была важнее). Если возникала всё-таки необходимость руководства (скажем, при организации рок-клуб а, в состав которого входили, наряду со своими людьми, и пиплы) доминировал демократический стиль, на основе выборности и сменяемости (иначе творческий дух в нём терялся). Воздействие же системного мифа шло не от " гуру" к своем у ученику, а от творца-подвижника к аудитории: такое воздействие осуществлялось через творчество - не через личное наставничество. Разговоры же на идеологические темы велись среди пиплов как среди равных: считалось, что " каждый имеет право сказать" Творческий человек воспринимался не как вождь, а как посредник, культурный медиум, извлекающий текст из контекста, получающий " откровение" (которое при этом становилось общим достоянием, ане атрибутом личной власти). Идеоло гия постоянно оспаривалась и уточнялась, бытавали различные версии мифа: он жил как бы сам по себе. Системный миф мог развернуться в человеке непосредственно, без помощи наставника: при восприятии одних только произведений искусства, созданн ых его носителями. Новых представителей движения порождал именно миф, а не олдовые (как утверждается самым значительным исследователем Системы Т.Б.Щепанской). 26 Олдовые могли породить только новых ол довых: вместе с пионерами они находились на периферии движения, имея к нему весьма отдалённое отношение.27 Стадия " пионерии" и стадия " олдовости" - не что иное, как отклонения от нормального развития. Пионером становился тот, кто слишком рано примыкал к движению (Система не была расчитана на подростков) - и этот период отражал обычное взросление. У того, кто приходил в движение уже сформировавшейся личностью, " этап пионерии" отсутствовал - именно так и должно было быть. Олдовые же - просто люди, сбившиеся с курса. Знание тонкостей социального взаимодействия, по Щепанской, со временем превращало пипла в своекорыстного лидера (если он, конечно же, не " возвращался в общество"). Н е обязательно! Это же самое знание делало человека и просто свободным. Оно не было мистически " отравлено": системный пипл не превращался под его воздействием в типичного олдового. Был выбор: или стать манипулятором, или стат ь свободным от чужих манипуляций. Пипл выбирал последнее: при этом он, конечно, знал всё об " энергии" не хуже олдового. В Системе не было ни пионеров, ни олдовых - были лишь системные пиплы. Тон задавали подвижники - но это не значит, что духовно ищущие находились по сравнению с ними в каком-то приниженном положении: они просто меньше работали на движение. Стать подвижником мог каждый: не было барьеров, кроме внутренних, психологических. Ведь это означало самоотверженное служение заведомо утопической цели (" измененить мир к лучшему"): не каждый был пассионарием, не каждый был г отов стать частью мифа. Да и не каждому был предназначен этот путь. Большинство со временем покидало движение (закончив поиск, нужно было " уйти вовремя, по-честному", так как " горение" прекращалось). Те же, в ком зажигался огонь служения идеалу, в движении оставались (естественным образом привлекаясь к нему): их творче ство освещало дорогу другим. Программу-максимум (оставить след в культуре) могли осуществить лишь единицы: эти люди создавали миф. Но и работа остальных не пропадала даром (не каждый был, конечно, одарённым): они поддерживали миф, служа если не культуре в целом - то, по крайней мере, сохранению творческой атмосферы движения.28 И, наконец, на общее дело Системы работали её хранители: помощники и критики (в частности, самиздатчики). Значение этих людей часто преуменьшается, так как они оставались в тени творческих " звёзд". Но без талантливых соратников29 (организаторов конкретных дел, а не увитых лаврами " приподнятых" вождей) ничего бы не состоялось: они перебрасывали мост от абстрактного мифа к реальности. Они, опять таки, участвовали в творческом процессе, они были по движниками. Три перечисленные категории подвижников составляли ядро движения: это были взрослые, зрелые люди, но никак не " олдовые". 1 Имеется в виду ценностно-личностная ориентация (см. работу М.Б. Кордонского, В.И.Ланцберга " Технология группы") а не набор конкретных типажей " героев рок-н-ролла". Предполагалось, что живущий бе зупречно (с нравственной точки зрения) человек может не иметь к Системе никакого отношения. Определяющим критерием была ЛЮБОВЬ. Система пропагандировала её необходимость в человеческих взаимоотношениях, ненасилие, альтруизм (то есть общечеловеческие ц енности) - но никак не специфически системный образ жизни. Инвективы в адрес " предателей" и " цивилов-перебежчиков" являются более поздним феноменом: это результат извращения идеологии стремящимися к власти лидерами. Олдовые, не отыскавшие за годы тусования свой путь, пытаются подобным обр азом поддерживать свою харизму (благодаря их деятельности, Система превращается сегодня в замкнутую секту). 2 " Духовное", согласно представлениям движения, означало как религиозное (этическое, нравственное) начало в человеке - так и начало творческое. Считалось, что искусство может " подвести к двери", помочь найти свой Путь, и занятия им - очень важное дело (так как искусство поддерживает интерес к духовной сфере в обществе). Желание изменить мир к лучшему, воздействуя на современную культуру, было одним из важнейших источников творчества: поэтому стре мились совершенствовать свою " подачу", чтобы можно было " достучаться" до людей. Но независимо от этого, творчество, содержащее в себе духовный импульс (" внутренний свет" и " тепло") всегда приветствовалось - даже если было банальным с художественной точки зрения. Любовь к людям, небезразличие к их судьбе, правдивое с лово ценились больше профессиональных навыков. Бывает, над такой " наивностью" смеялись в артистической среде. Но ведь в культурной жизни андеграунд выполняет роль не только " стартовой площадки начинающих талантов", но и роль противовеса коммерческим тенденциям в искусстве: это предохраняет последнее от превращения исключительно в сферу до суга и отдыха. Тем самым, частный крен от эстетики в сторону этики работает на благополучие искусства в целом: на сохранение его богатства и разнообразия. 3 Так как помочь должным образом (правильно) можно лишь тем, кого сам хорошо понимаешь: тем, кто в чём-то похож на тебя - или тем, кто идёт сходным жизненным курсом. 4 Только такой человек мог с полным основанием расчитывать на вписку. 5 Так, представление о вписке (и само это слово) известно в буддийских кругах. Сама же вписка встала в один ряд с национальными традициями гостеприимства, характерными для сельской м естности - как традиция городская (системный андеграунд есть ни что иное, как прообраз нового - порождаемого городской культурой - этноса). 6 К сожалению, её лицо сегодня в большей степени определяется воздействием другой, более популярной, субкультуры: в нашей стране произошла " криминальная революция" - а не подобная той, ч то изменила культурный фон Запада в " золотые шестидесятые", сдвинув общественное мнение в сторону большей терпимости. 7 Результаты требовались лишь от находящихся в Системе длительное время. 8 Андеграунд, позволяя человеку освободить своё творчество от коммерческого императива, подвергал его другому испытанию: художник рисковал замкнуться на вкусах какой-то одной, изолированной, аудитории. 9 Духовный поиск, акцентированный на культурно-творческих проблемах, не обязательно должен был приводить человека к подвижничеству. Просто серьёзное, профессиональное творчество тоже считалось необход имым: оно создавало общую культурную платформу - почву, от которой могли отталкиваться те же самые подвижники. Если человек со временем переходил в богему, это было достойным итогом: предельная цель движения, как уже говорилось, осуществлялась немногими. 10 Движение поддерживало творческих подвижников независимо от того, были они системными пиплами или нет: в этом проявлялся открытый характер и гибкость движения. В то же время, именно внутри движения они чувствовали себя наиболее адекватно: и такие люди естественным образом тяготели к Системе. Они, как правило, вовлекались в поток. 11 Было достаточно способствовать развитию культуры популяризацией её лучших (проникнутых любовью к людям) достижений, помощью в организации творческих мероприятий - и другой подобной деятельнос тью. Это могло быть таким же подвижничеством, как собственно творчество: это было работой на общее дело. 12 В профессиональном творчестве важнее новизна и мастерство; любовь необязательна. В Системе же ценили именно её (при всей неопределённости подобного критерия) - опираясь в оценках на интуитивное чув ство. 13 Правда, далеко не все системные творцы становились широко известными (во многом это было делом обстоятельств) - но это не приуменьшает их заслуг перед движением, и ценности проделанной работы. Благо даря тысячам таких малоизвестных авторов поддерживался миф (который создавали те, кто всё-таки сумел оставить след в истории культуры) - миф о духовности, любви, и о свободе. 14 Осёдлый и сравнительно уединённый образ жизни мог в большей степени способствовать работе над собой, успеху в профессиональном творчестве - чем постоянные тусовки и кочевья. Поэтому систем ный пипл со временем становился своим человеком, продолжая заботиться о людях андеграунда на новом уровне. 15 Эта прекраснодушная, наивная установка многим волосатым стоила жизни: пиплов часто убивали (и сегодня убивают) за " прикид". Но в то же время, многие пришли в Систему, подойдя к пипл ам на улице поговорить. Такая реакция на прикид является обычной (говоря языком уголовного общества, хипповый вид является " заявой", то есть декларацией: человек, одевшийся подобным образом, должен суметь объяснить, к чему он призывает окружающих - а есл и он не может это сделать, то прикид воспринимается " пацанами" как вызов, знак пренебрежения, высокомерия, презрения). Всякий человек, одетый необычным образом, должен быть готов к самому непредсказуемому диалогу: таковы печальные реалии России. 16 Путешествия были частью серьёзной духовной активности, а не формой отдыха, праздного времяпровождения: автостоп не был разновидностью туризма, как сегодня. 17 Что, само по себе, возможно не только в Системе: здесь речь идёт о помощи, прямо или косвенно касающейся творческой пассионарности, высшей цели движения. 18 Для поиска, творческой " бури и натиска" Система подходила оптимальным образом. 19 Непостоянный характер системного образа жизни ощущается пиплами даже сегодня, на фоне забвения первоначальной идеологии. Невозможность вечного порыва (это удел какого-то сверхчеловека!) всегда осознаётся. Иногда этот факт преломляется в иррациональный девиз " жить быстро, умереть молодым" - как будто бы именно смерть, а не переход в новое качество, являются смыслом системног о образа жизни. Первоначальная идеология была чужда тако й некрофилии. Предполагалось, что периоды подвижничества могут чередоваться с периодами самоуглубления: системные пиплы и свои люди были не разными типами людей, а разными " агрегатными состояниями" одного и того же творческого тип а: подобно тому, как море и облака над ним состоят из одинаковой воды. 20 Если человек формально отрабатывал традиции движения и механически заботился об остальных - Системой он не отвергался: но от человека, в целом, ожидали большего. 21 Именно акцентом: это не были какие-то различные, далёкие друг от друга виды поиска. Духовный поиск был один: он отличался целостностью, стимулировал развитие широкого кругозора (которым выходцы из Системы отличались от людей, осуществлявших поиск за её пределами - только в ней было возможно ознакомиться с таким большим объёмом разнородной информации). Духовный поиск был главной целью актива движения. 22 Такие люди чаще всего пополняли богему: отыскав в себе тот или иной талант, они со временем переходили в артистическую среду, где полностью его реализовывали (порой не выходя из сферы андеграунда - ведь этот переход не означал известности, он означал всего лишь следование призванию). Иногда же, завершив свой поиск, тот или иной человек становился творческим подвижником: входил в ядро движения. 23 В этом случае, осуществив свой поиск, люди переходили из Системы в мир интеллигенци. Если мировоззренческий поиск пробуксовывал, то человек " сгнивал" - или же пипл становился экстремистом, в овлекался в политические игры. 24 В этом случае, успешно завершив свой поиск, человек переходил в религиозные круги. Если же системный пипл терял ориентацию, погружался в запутанность, то он, опять таки, " сгнивал" - ил и становился ограниченным сектантом. 25 Подвижничество. 26 Т.Б.Щепанская " Символика молодёжной субкультуры": С-Птб, Наука, 1993. Из книг об андеграунде также следует отметить работу А.Запесоцкого, А.Файна " Эта непонятная молодёжь". 27 Это была уже антисистема. 28 Аутичное, понятное лишь самому создателю " творчество" здесь не имеется в виду: точно так же, как формальное (" лишь-бы-ни-у-кого-не-возникало-вопросов") " творчество" для тусовочной показухи. Оставать ся в движении имело смысл не для индивидуальной " проглюковки", а только лишь для общезначимого дела. 29 В частности, " простых музыкантов" андеграундных рок-групп (не авторов песен).
|