Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи .
Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения. В логопедии приняты две классификации речевых нарушений. С позиций клинического подхода выделяют такие нозологические формы речевой патологии как алалия, дизартрия, дислалия, заикание и т.д. С психолого-педагогических позиций рассматривают ОНР, ФФН и заикание. Заикание попадает и в первую (как нарушения темпо-ритмической стороны речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата), так и во вторую классификацию (как коммуникативное нарушение). Специальные школы и дошкольные логопедические группы комплектуются на основе психолого-педагогической классификации.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательно) функции речи. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: - в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. - в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время такой подход отражен в клинико-педагогической классификации. Нарушения устной речи Расстройства фонационного оформления речи: - афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса, - брадилалия — патологически замедленный темп речи, - тахилалия — патологически убыстренный темп речи, - заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, - дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, - ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, - дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания: - алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, - афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи К ним относятся: - дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения, - дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев: А)Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; - общее недоразвитие речи (ОНР 1—4-го уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам. Б)Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): - заикание, проявления речевого негативизма и др.
|