Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влюбленный в природу
Дорогой читатель! Среди книг детских писателей, воспевающих природу вообще и растительный мир в частности, особое место занимают научно-художественные книги Николая Михайловича Верзилина. По его книгам не одно поколение учащихся познавало премудрости родной природы, училось вдумчивому и бережному отношению к ней. Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Николая Михайловича в путешествия — ближние (по родному краю), дальние (по стране) и совсем отдаленные (по странам мира). Всю свою жизнь он собирал занимательный и поучительный материал, который излагал в своих книгах, написанных в форме увлекательных путешествий, так желанных для юных читателей. Ведь детские и юношеские годы каждого человека — это период, полный раздумий, мечтаний, стремлений к познанию мира, открытию нового, неизведанного... В эти годы многие из вас увлекаются описаниями путешествий великих исследователей-мореплавателей — X. Колумба, Ф. Магеллана, натуралистов-путешественников — Ч. Дарвина, А. Гумбольдта, Н.М. Пржевальского, Н.И. Вавилова и многих других людей, обогативших науку о природе нашей планеты. Среди многообразного мира растений они открыли много видов, полезных для человека, расширили их географию, улучшили многие из них путем введения в культуру. Трудно сейчас представить, что еще сравнительно недавно (по историческим меркам), всего лишь 200—300 лет назад, в России не знали о картофеле, подсолнечнике, томате, о множестве диковинных декоративных растений, доставляющих нам радость своей красотой. О том, как многие декоративные растения на подоконниках наших жилищ совершили путешествие из дальних стран, вы можете прочитать в занимательной и содержательной книге Николая Михайловича “Путешествие с домашними растениями” (1949 и др.). На ее страницах автор вместе с читателем совершает путешествия по далеким пустыням, обитателей которых (пальмы, кактусы, алоэ и др.) можно встретить на окнах квартир, в уголках живой природы, в зимних садах школ и других учреждений. Не менее длинный путь проделали к нашим подоконникам монстера, фикус, бегония и другие, родина которых — тропические леса планеты. Горные склоны тропиков, сухие саванны и влажные субтропики земного шара являются родиной многих других хорошо знакомых вам декоративных растений. Читая эту книгу, вы совершите увлекательное путешествие в удивительный мир растений. Повествуя о жизни комнатных “пришельцев” из дальних стран, автор описывает условия их произрастания у себя на родине, что очень важно учитывать при выращивании этих растений в защищенном грунте. Приглашая читателя в неизведанный мир растений, Николай Михайлович старается показать необычное в обычном. Так, из-под его пера вышла замечательная по своей познавательной значимости книга “Растения в жизни человека” (1954 и др.), в которой он проводит экскурс в историю появления в России широко распространенных ныне культурных растений. От прочтения этой книги не только расширяется круг знаний о растениях, но и передается опыт их выращивания в новых условиях. Приобщиться к этой важной, наполненной радостью открытий и находок работе автор призывает и читателей В книге “По садам и паркам мира” (1961 и др.) Николай Михайлович приглашает нас пройтись по тенистым аллеям, творений рук человеческих, насладиться их красотой, узнать историю мирового садово-паркового искусства и даже получить практические рекомендации по созданию зеленых уголков возле своего дома, школы, на приусадебном участке или балконе. Научность в сочетании с ярким эмоциональным изложением делает книгу Николая Михайловича хорошим источником полезных знаний. В ней читатель приобщается к прекрасному, учится творчеству, знакомясь с шедеврами садово-парковой архитектуры, такими, как Версальский парк Парижа, Летний сад Петербурга, подмосковная усадьба Архангельское и многие другие. Среди целого ряда научно-художественных произведений Николая Михайловича Верзилина особо выделяется предлагаемая книга “По следам Робинзона”. Неспроста книга начинается главой “Сокровища, не использованные робинзонами”, подводящая к мысли о том, что человек крайне мало ввел в культуру представителей растительного мира, хотя такие возможности неограниченны. Автор ясно показывает, что практически каждое растение может быть так или иначе использовано человеком, а многие растения незаслуженно долго ждут своей очереди на введение в культуру. Пропаганда знаний о возможности использования дикорастущих растений является своего рода призывом к их охране и расселению в новые районы. К примеру, говоря о чилиме (водяном орехе), автор предлагает: “Чтобы окончательно не вымерло ценное растение с якорем, нужно его не истреблять, а распространять и охранять. Чилим следует вводить в культуру”. В данном случае юным натуралистам интересно будет узнать, что это растение занесено в “Красную книгу” не из-за сборов его для пищевых целей (никто сейчас таких сборов не проводит). Причини исчезновения чилима заключается в загрязнении воды, изменении ее химического состава, что пагубно подействовало на жизнь этого растения. Быть осведомленным о возможном практическом использовании растения не значит бездумно уничтожать увиденное в природе, а, напротив, изучать с целью охраны и возможного расселения в новые места обитания. В 50-е годы мне довелось проводить с учащимися многодневные походы (путешествия) по изучению природы родного края, и одним из условий подготовки к ним участников было прочтение книги “По следам Робинзона”. При обсуждении книги учащиеся обратили внимание на то, что Робинзон Крузо, по счастливой случайности, обогатил растительность острова ячменем и рисом, зерна которых были вытряхнуты из мешка и дали всходы. При анализе этого факта было предложено в ходе путешествий не ограничиваться фиксацией и изучением увиденных растений, а вносить посильный вклад в охрану и расселение (восстановление) исчезнувших или редко встречаемых полезных растений. В частности, изучив причину сокращения видового состава лекарственных растений, учащиеся на учебно-опытных участках школы заложили грядки, на которых выращивали валериану, зверобой, купену, огуречную траву и другие растения с целью получения семян и рассады. Во время походов и экскурсий их расселяли в местах, наиболее подходящих для произрастания. Вдумчивый читатель, совершив мысленное путешествие по книге, обогатит свои знания сведениями о ресурсах растительного мира, усвоит множество полезных практических советов, а самое главное, еще сильнее полюбит родную природу и будет верным ее защитником.
|