![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образы животных в баснях И. А. КрыловаСтр 1 из 11Следующая ⇒
Все сочинения по литературе за 8 класс
Коллектив Авторов
Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.
Содержание 1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» 2. Образы животных в баснях И. А. Крылова 3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема 9 Отечественной войны 1812 г.) 4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 5. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант) 6. Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант) 7. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант) 8. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант) 9. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1-й вариант) 10. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2-й вариант) 11. Маша Миронова – воплощение русского национального характера 12. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 13. Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 14. Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 15. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри) 16. Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? 17. Почему не удался побег Мцыри? 18. Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение 19. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 20. Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 21. Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 22. Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 23. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 24. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI) 25. Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III― IV) 26. Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 27. «Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» 28. Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни 29. «Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского) 30. Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася») 31. Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася» 32. Сатирическое изображение действительности в «Истории одног города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») 33. Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») 34. Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений») 35. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» 36. Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания 37. Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» 38. Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») 39. Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер») 40. Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами») 41. Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви» 42. Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш» 43. Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш» 44. Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш») 45. «Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока 46. Стихотворение А. А. Блока «Россия» 47. Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина 48. Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина 49. Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны. В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой‑ либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую‑ то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из‑ за морали, а из‑ за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого‑ либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер. Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:
Лисица стала и сытней, Лисица стала и жирней, Но все не сделалась честней… …Выбрав ночку потемней, У куманька всех кур передушила.
Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹...› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:
Не минуло и году, Как все узнали, кто Осел: Осел мой тупостью в пословицу вошел, И на осле уж возят воду.
Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия. Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑ либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы. Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону. Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни. Образы зверей у баснописца ― не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.
|