Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Джинны с точки зрения веры и неверия, добра и зла
Наряду с тем, что джинны относятся к разным племенам, являются владельцами имущества и ульев, они бывают верующими и неверующими, справедливыми и злобными. Сайид Сабик говорит: «Среди джиннов бывают разные виды: совершенные в соблюдении добра; джинны, которые не делают этого; слабоумные невежды; совершающие зло, и таковых среди них больше». Сообщая о них, Аллах говорит: «Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следовали разными путями». (Аль-Джинн, 11) Аль-Куртуби сказал: «Это говорят сами джинны, говорят друг другу после того, как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их к вере: Воистину, до того, как мы услышали Коран, среди нас были праведные и неправедные». Слова Аллаха «мы следовали разными путями» означают, что у джиннов были разные группировки. Ад-Даххак полагает, что здесь подразумеваются разные религии. Катада говорит: «Различные цели». Муджахид считает: «Мусульмане и кафиры». Сайд ибн Джабир сказал: «Они имеют различные цвета». Ибн Кайсан говорит: «Партии и группировки, то есть различные направления и мазхабы». Сайид ибн аль-Мусиб сказал: «Как и мы, мусульмане, иудеи, христиане и язычники». Некоторые ученые полагали, что различие в вере у джиннов произошло после призыва к Исламу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и после того, как они услышали от него Коран. Имам аль-Куртуби сказал по поводу слов Аллаха о джиннах «мы шли разными путями»: «Этот народ сказал: мы стали разными после того, как услышали Коран. Среди нас есть верующие и неверующие, и первые — лучше». Имеется в виду, что они были верующими и неверующими и до того, как услышали Коран, и после этого, так как среди джиннов были такие, которые уверовали призывам Мусы, мир ему. Аллах сообщил их слова: «И сказали: «О народ наш! Воистину, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние писания. Оно ведет к истине и прямому пути». (Аль-Ахкаф, 30) И это указывает на то, что их народ верил в Тору. Это и привело их к тому, что они последовали за тем, кто призывал их к вере». Сабаки сказал: «Несомненно, они, как и этот народ, были хорошо осведомлены о прошлых народах, или услышав о них от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же от тех, кто уверовал в него. И им было неважно, от кого услышать — от людей, или от джиннов». В Коране находят подтверждение слова аль-Куртуби о том, что джинны представляли собой разные группировки до того, как услышали Коран, ибо некоторые из них после того, как прослушали Коран, отправились к своим народам и говорили о себе: «Среди нас есть и праведные, и неправедные; и мы следовали разными путями». (Аль- Джинн, 11) И говорили они это о своем прежнем состоянии, до того, как они услышали Коран, в прошедшем времени. Коран сообщает о том, что группа джиннов, которые слушали Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, знала о Мусе, мир ему, и о его посланнической миссии: «И сказали: «О народ наш! Воистину, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние писания. Оно ведет к истине и прямому пути». (Аль-Ахкаф, 30) Текст подтверждает, что эта группа была из народа, у которого существовали понятия праведности и соблюдения религиозных устоев, и потому они большей частью склонялись к принятию веры и отозвались на призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, раньше других. Некоторые же отвергли его, и в конечном итоге у них появились разные группировки. Об их состоянии в Коране сообщается так: «Среди нас есть и предавшиеся Аллаху, и отступившиеся от Него. Те, кто предался Аллаху, встали на прямой путь». (Аль-Джинн, 14) Ибн аль-Кайим сказал: «Мусульмане — это те из них, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а отступившиеся и отклонившиеся — это те, кто отступил от Истины». Ибн Аббас сказал: «Они взяли для себя равного Аллаху в поклонении. Говорят, что человек поступил справедливо, если он совершил справедливый поступок; тогда он является праведным. Аллах сказал: «Если две группы верующих вступят в сражение между собой, то примирите их. Если же одна из них вершит насилие по отношению к другой, то сражайтесь против той, которая несправедлива, пока она не признает веления Аллаха. Когда же она признает, то примирите их по справедливости и действуйте беспристрастно. Воистину, Аллаху угодны справедливые». (Аль-Худжурат, 9) Если же кто-то совершил несправедливый поступок, он является отступившимся. Аллах сказал: «Вероотступники же — это топливо для ада». (Аль-Джинн, 15) В связи с этими аятами, которые разъясняют положение джиннов и их различия, ибн аль-Кайим говорит, что их положение сходно с положением людей в вере: среди них есть неверующие, праведные и творящие зло.
Есть ли посланники и пророки среди джиннов? Из приведенных выше аятов мы поняли, что джиннов можно подразделить на три слоя: праведные, неправедные и неверующие. В связи с этим возникает вопрос: Есть ли посланники и пророки среди джиннов? Ад-Даххака спросили, были ли среди джиннов пророки до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосланные свыше? Он ответил: «Разве вы не знаете слов Аллаха: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вас самих...?». (Аль-Ангам, 130) По мнению ад-Даххака, этот аят доказывает, что Аллах посылал пророков джиннам. Однако этот аят не указывает ясно, были ли пророки джиннами или людьми, так как слова «из вас самих» могли относиться равно как к джиннам, так и к людям. Они могли означать пророков или только из джиннов, или только из людей, или же пророков из джиннов и людей как единой группы. Но то, что пророки появлялись среди людей, было подтверждено. Среди ученых по поводу этого существуют две точки зрения. Большинство исламских ученых прошлого и современности придерживаются мнения, что среди джиннов никогда не было пророков, что все пророки были людьми. Меньшая часть ученых утверждает, что среди джиннов тоже были пророки. Ад-Даххак тоже сторонник этой точки зрения. Что касается пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, то мусульманские ученые едины во мнении, что он был послан Аллахом как для джиннов, так и для людей. Сподвижники, последователи, духовные лидеры мусульман и все мусульманские общины согласны с этим основным принципом, как заявил ибн Таймия. Призыв в Коране, обращенный к джиннам и людям, подтверждает это: «Скажи: Если бы все люди и джинны объединились, чтобы создать подобие Корану, они бы никогда не создали подобного ему, даже если бы поддерживали друг друга». (Аль-Исра, 88) Группа джиннов немедленно уверовала, когда услышала Коран: «Скажи: мне открылось, что некоторые джинны, услышав чтение, сказали: «Поистине, мы слышали дивный Коран, подобного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на прямой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме нашего Господа, Который создал и наставлял нас». (Аль- Джинн, 1-2) Аллах упоминает джиннов, которые услышали Коран и поверили в него в суре «Аль-Ахкаф»: «И когда Мы обратились к группе джиннов, желающих услышать Коран, тогда они все собрались и им сказали: «Тише!» Затем, когда все было окончено, они возвращались к своему народу с предупреждениями». (Аль-Ахкаф, 29) Эти аяты Корана доказывают, что миссия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, равнозначна как для людей, так и для джиннов. Что касается сказаний, подтверждающих это, одно из них можно найти в двухтомнике «Сахих» аль-Бухари. Это сказание от Джабира ибн Абдуллы: в нем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что ему было даровано пять вещей, которых не было до него еще ни у кого из пророков. Одной из них было то, что предыдущие пророки были посланы к своим собственным народам, а он был послан ко всему человечеству. Следовательно, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — посланник Аллаха к джиннам и к людям, предупреждающий и приносящий благие вести. В этом заключается его превосходство над другими пророками. А что касается разделения джиннов на праведных, неправедных и неверующих, то эти слои сродни со слоями, существующими среди детей Адама, ибо их тоже три слоя: благочестивые, умеренные и неверующие. Праведные подобны благочестивым, не относящиеся к ним — умеренным, а отступившиеся подобны неверующим. Но, поскольку люди были совершеннее и более разумны, чем джинны, им были добавлены еще три категории, которых нет у джиннов, а именно: посланники, пророки и приближенные. У джиннов же таковых нет, а есть только праведные. В доказательство того, что среди них есть праведные, можно привести следующий пример: «Передают со слов Язида ибн ар-Рукками, что когда Сафуан ибн Мухриз аль-Мазани становился для совершения ночной молитвы, становились также вместе с ним и обитатели его дома из джиннов. Они совершали с ним молитву и слушали чтение Корана. Услышав об этом, ас-Сари сказал ему: «О, Язид, как ты узнал об этом?» Язид ответил: «Когда я приготавливался совершать молитву, слышал их шум, и становилось мне от этого не по себе. Заметив мое смятение, они сказали мне: «Не бойся, о, раб Аллаха! В действительности, мы братья твои, совершаем с тобой молитву». Абу аз-Зубайр сказал: «В то время, когда Абдулла ибн Сафуан был рядом с Каабой, вдруг увидел змею, направившуюся к Каабе со стороны Иранских ворот. Совершив семь обходов вокруг Каабы, она приблизилась к черному камню и прикоснулась к нему. Посмотрел на нее Абдулла ибн Сафуан и сказал: «О, джинн! Ты закончил свою умру. Мы боимся за своих детей и хотим, чтобы ты ушел». После этого змея вышла и направилась туда, откуда пришла».
|