Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Люди-шайтаны
Люди-шайтаны — это верные поданные Иблиса, которых он ввел в искушение и избрал для осуществления своей цели по распространению бесчестия и смуты. Священный Коран описывает нам, как люди-шайтаны и джинны-шайтаны помогают друг- другу и любезно обращаются друг с другом: «И вот Мы назначили каждому пророку врагов-шайтанов — из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая друг друга...» (Аль-Ангам, 112) Из вышеописанного и из только что приведенного аята мы уже знаем, что имеются шайтаны, как среди людей, так и среди джиннов, и они стоят на одной стороне в их войне против верующих рабов Аллаха. В хадисе от Абу Амамы говорится, что посланник Аллаха сказал: «О, Абу Зарр! Прибегай к защите Аллаха от зла шайтанов из числа людей и джиннов!» Абу Зарр спросил: «О, посланник Аллаха! Разве среди людей бывают шайтаны?» Пророк ответил: «Да: «...шайтанов — из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая друг друга». В другом хадисе Абу Зарр передает: «Я подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на одном собрании, где присутствующие долго засиделись, и он спросил меня: «О, Абу Зарр! Ты уже помолился?» Я ответил: «Нет еще, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Встань на молитву, и соверши два ракаата». После этого я пришел и сел рядом с ним. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О, Абу Зарр! Ты попросил защиты у Аллаха от зла шайтанов из числа людей и джиннов?» Я спросил: «О, посланник Аллаха! Разве среди людей бывают шайтаны?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, это зло, принесенное шайтанами из числа джиннов». Катада по поводу вышеприведенного аята сказал: «Шайтаны бывают среди джиннов и среди людей, и они обращаются с красивыми речами друг к другу». Ат-Табари разъясняет: «По поводу слов «И вот Мы назначили каждому пророку врагов-шайтанов — из числа людей и джиннов» Муджахид сказал: «Неверующие шайтаны из числа джиннов обращаются с красивыми речами к людям-шайтанам, то есть неверующим из числа людей, и обольщают друг друга». Эти хадисы доказывают, что шайтаны бывают как среди джиннов, так и среди людей. Икрима и ас-Садди возражают: «Среди людей не бывает шайтанов. Под людьми-шайтанами подразумевается то, что это шайтаны, которые искушают людей, а джинны-шайтаны — это шайтаны, которые вводят в заблуждение джиннов. И те, и другие относятся к потомкам Иблиса». (Арабские словосочетания шэйатин алъ-инс и шэйатин алъ-джинн имеют двойное значение: «1. люди-шайтаны, джинны-шайтаны; 2. шайтаны людей, шайтаны джиннов» — Автор) Ат-Табари приводит некоторые предания в подтверждение того, что шайтанов среди людей не бывает: «Что касается строк «И вот Мы назначили каждому пророку врагов-шайтанов — из числа людей и джиннов», ас-Садди говорит, что здесь под людьми-шайтанами подразумеваются шайтаны, которые вводят в заблуждение людей, а под джиннами-шайтанами имеются в виду шайтаны, сбивающие с пути джиннов. Они собираются вместе и говорят друг другу: «Я ввел в заблуждение такого-то, а ты ввел в заблуждение такого-то», то есть чтобы держать друг друга в курсе. Ас-Садди дальше говорит по поводу слов «обращаются с красивыми речами... и обольщают друг друга», что шайтаны людей и шайтаны джиннов встречаются вместе обращаются с красивыми речами друг к другу и обольщают друг друга. Икрима говорит по поводу слов «шайтанов — из числа людей и джиннов», что среди людей шайтанов не бывает. Это шайтаны джиннов обращаются с красивыми речами к шайтанам людей, а шайтаны людей обращаются с красивыми речами к шайтанам джиннов. Таким образом, шайтаны бывают и от людей, и от джиннов, на что ясно указывает Священный Коран. Данные выше хадисы дополняют друг друга. Ат-Табари, делая из них вывод, говорит: «В упомянутых комментариях ас-Садди и Икрима по поводу слов Всевышнего «И вот Мы назначили каждому пророку врагов-шайтанов — из числа людей и джиннов» считают, что эти враги — потомки Иблиса не из числа детей Адама и не из числа джиннов, и они обращаются с красивыми речами и обольщают друг друга из числа потомков Иблиса. Возле детей Адама присутствуют потомки Иблиса, и это они обращаются с красивыми речами и обольщают тех потомков Иблиса, которые присутствуют при джиннах. Эти комментарии не вполне понятны, так как Аллах сделал потомков Иблиса врагами человека, ц каждый потомок Иблиса — враг каждому потомку Адама. В этом аяте Аллах также подчеркнул сообщение о пророках, сказав, что Он приставил им врагов из числа шайтанов, и если бы Он при этом имел в виду шайтанов — потомков Иблиса, о которых упоминает ас-Садди, не было бы необходимости особо подчеркнуть сообщение о пророках, к которым Он приставил врагами шайтанов. Здесь смысл заключается в том, что враги-шайтаны — это люди-шайтаны и шайтаны из числа джиннов, которые обращаются с красивыми речами друг к другу и обольщают друг друга». Это совпадает с тем, что говорил ибн Аббас по поводу слов Аллаха «обращаются с красивыми речами друг к другу», что шайтаны-джинны обращаются к людям-шайтанам, так как Аллах говорит: «... Воистину, шайтаны внушают своим последователям...» (Аль-Ангам, 121) Малик ибн Динар сказал: «Воистину, для меня человек-шайтан хуже джинна-шайтана, так как если я попрошу защиты у Аллаха, то Он отгонит от меня джинна-шайтана. А человек-шайтан остается, продолжая стараться своими искушениями и увещеваниями ввести меня в заблуждение». На это также указывают другие высказывания, определяющие понятие о шайтане, как, например, слова ибн Аббаса о том, что шайтан — это зловредная смесь, составленная из джиннов, людей и диких зверей. Обращение джиннов-шайтанов к людям-шайтанам с красивыми речами доказано. Аллах сказал: «... Воистину, шайтаны внушают своим последователям мысль о том, чтобы они пытались убедить вас в споре...» (Аль-Ангам, 121) Ибн Абу Хатим передает слова ибн Замиля, который сказал: «Я был у ибн Аббаса, когда он совершал хадж. К нему пришел один человек и сказал: «О ибн Аббас! Абу Исхак утверждает, что ночью ему снизошло откровение». Ибн Аббас сказал: «Он был прав». Я удивился и спросил: «Ибн Аббас, ты сказал, что он прав?» Ибн Аббас ответил: «Да. Откровения бывают двоякие: откровение от Аллаха, и откровение от шайтана. Откровение от Аллаха снизошло Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а откровение от шайтана снисходит последователям шайтана». Затем он прочитал: «Воистину, шайтаны внушают своим последователям...» Подтверждая слова ибн Аббаса, ибн Мас'уд сказал: «Предсказатели — это люди-шайтаны». Священный Коран говорит, что все последователи шайтанов, равно как и сами шайтаны, непременно будут гореть в аду: «Ввергнутые будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Аш-Шугара, 94-95) Полчища Иблиса будут ввергнуты в ад именно потому, что они вводили в заблуждение других. По поводу слов «обращаются с красивыми речами друг к другу» аз-Замахшари говорил: «Джинны-шайтаны увещевают людей-шайтанов, некоторые. джинны увещевают других, а также люди увещевают друг друга». Аль-Фахр ар-Рази сказал: «Эти шайтаны увещевают людей, а также увещевают друг друга».
|