Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, виды, показатели ассортимента
Ассортимент товаров — это набор товаров, объединенных по определенным признакам. Ассортиментный перечень – это список наименований продукции, представленных в продаже. Утверждается органами местного самоуправления. Ассортиментный минимум – это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже. По местонахождению товаров различают промышленный ассортимент и торговый. По широте охвата товаров различают простой, сложный, групповой (видовой, марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный ассортимент. Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.). Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея). Групповой ассортимент – набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований. Является составной частью группового ассортимента. Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных (вина, духи, автомобили). Развернутый ассортимент – набор товаров одной группы, включающий значительное количество подгрупп, видов и разновидностей товаров. Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов и наименований. Выделяют узкий ассортимент, представленный в специализированных магазинах (одна товарная группа или подгруппа), и широкий ассортимент, представленный в универсальных магазинах (несколько товарных групп). По степени удовлетворения потребностей различают рациональный (наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности) и оптимальный ассортимент (удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и минимальными затратами для производителя). В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть: ¾ реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации; ¾ прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности; ¾ учебный – перечень товаров, созданный для достижения обучающих целей. Основные показатели ассортимента: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления. Структура ассортимента — это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие. Выделяют фактическую и предпочтительную. Предпочтительная определяется по результатам опроса потребителей. Кр= ФС/ПС или Кр= ПС/ФС. Широта ассортимента — количество видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Характеризуется фактической и базовой широтой (количеством видов у конкурентов, на региональном и мировом рынках). Коэффициент широты (Кш=Шф/Шб) характеризует насыщенность рынка. Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется фактической и базовой полнотой (регламентируемое или планируемое количество товаров) Коэффициент полноты (Кп=Пф/Пб) характеризует полноту выполнения договорных обязательств и т.п. Устойчивость ассортимента — 1. это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, Ку= отношению количества наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (Шу) к общему количеству наименований товаров (Шф); 2. это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т.е. срока, в течение которого товары находятся в реализации. Степень обновления - доля новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.
|