Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение водой в экстремальной ситуации






Для поддержания необходимого водного баланса в турпоходе необходимо потребление определенного количества воды, которое напрямую зависит от температуры окружающей среды. В аварийной ситуации при утрате или израсходова­нии всех имевшихся в группе запасов воды сильный стресс вызы­вает жажда — нормальная реакция организма на нехватку жид­кости. Невозможность утолить ее из-за нехватки воды значитель­но усугубляет аварийную ситуацию.

При воздействии на организм высоких температур и недостат­ке воды обезвоживание быстро достигает опасных пределов: по­нижение содержания воды на 25% при температуре окружающе­го воздуха 30 °С опасно для жизни, а при температуре 32°С и выше понижение содержания воды в организме даже на 15% может оказаться смертельным. Достаточно сказать, что при поте­ре 10 % воды, находящейся в организме, могут наступить необра­тимые последствия и гибель человека.

Природные водоисточники можно разделить на три группы: открытые водоемы — реки, ручьи, озера, пруды; грунтовые водо­источники — ключи, родники; атмосферные — снег, дождь, роса.

В лесной и таежной местности некоторые растения могут указать, где искать воду. Если растения, растущие преимущественно на водоемах, встреча­ются в других местах, то это верный признак, что под растениями вода. Так, рогоз широколистный, тростник обыкновенный, аир обыкновенный, камыш озер­ный и лесной указывают, что вода находится очень близко от поверхности земли (несколько сантиметров). В пустыне поиск воды представляет значительные трудности: знатоки пустыни считают, что в глубоких ложбинах между оголенными песчаными барханами с подветренной стороны на глу­бине 1-2 м можно отыскать воду. В горно-пустынной местности водоисточники можно отыскать у подножья горных плато, на обрывистых склонах. Воду можно искать в руслах высохших рек.

Успех может обеспечить поиск водоносных слоев почвы. На бли­зость грунтовых вод указывает роение мошек и комаров, которое наблюдается после захода солнца. При этом следует учитывать, что грунтовые воды чаще всего скапли­ваются в понижениях рельефа. На каменистых почвах вероятнее всего обнаружение воды в местах выхода известняков, как более водо­проницаемых слоев. Поэтому в горной местности вероятность обнаружения воды выше у основания горных плато, хребтов, отдельных скал. В мяг­ком грунте водоисточники чаще встречаются на дне долин, в ниж­ней части склонов. О наличии воды говорит яркая, сочная расти­тельность.

Надежными указателями воды являются животные, птицы, на­секомые. Многие виды насекомых не улетают далеко от источника воды. Там же скапливаются и птицы (в основном ранним утром, в полдень и к вечеру). Не уходят далеко от воды травоядные живот­ные. По звериным тропам, сходящимся в одно место, можно определить наличие водоисточника. О близости колодца можно су­дить по ряду признаков — дорогам, тропам, следам многочисленных животных, почве, покрытой овечьим и верблюжьим поме­том.

При отсутствии открытых и грунтовых водоисточников используются атмосферные — снег, дождь, роса. Сбор росы можно производить на кусок материи, используя для этого предметы одежды. До 200 мл воды можно собрать, накинув на ветку полиэтиленовый пакет. Хороший результат в солнечный день дает такое устройство, как солнечный конденсатор. Для этого необходимо иметь кусок полиэтилена и емкость. Солнечные лучи нагревают воздух и землю под пластиком до насыщения его водяными парами. Капельки растут и скатываются в емкость. Яму делают диаметром около метра, глубиной 50-75 см. Некоторое количество воды можно собрать, если на полиэти­леновую пленку сложить груду щебня, железа, дерева, гальки. К утру на поверхности образуется некоторое количество воды.

Воду в пустыне можно получить с помощью так называемого солнечного пленочного конденсатора. Его конструкция проста — пленка из водоотталкивающего материала покрывает яму диамет­ром около 1 м и глубиной 50 - 60 см, а ее края присыпаются землей или песком. Солнечные лучи, проникая сквозь пленку, испаряют воду из почвы, которая скапливается на внутренней поверхности пленки. Чтобы капли воды стекали в водосборник, пленке прида­ют конусообразную форму с помощью положенного в центре груза. Такая установка может дать до 1, 5 л. Чтобы повысить ее производи­тельность, яму можно заполнить свежее сорванными растениями. В пустыне получить воду можно и с помощью полиэтиленового мешка. Для этого мешок надевают на ветки саксаула или верблюжьей колючки. Солнце выпаривает из находящихся в мешке ко­лючек воду, которая оседает на поверхности пленки и стекает вниз мелкими капельками. Максимальный выход воды с поверхности одного полуметро­вого полиэтиленового мешка составляет 500 мл за 7 ч.

Добытую воду полезнее пить горячей. Для улучшения вкуса в нее можно добавить листья малины, смородины, мяты. Имеющиеся продукты надо съедать тоже с некоторым количеством воды, так они лучше усваиваются организмом. С этой же целью пищу надо тщательно, дольше обычного пережевывать.

В зимнее время соленую воду можно опреснить путем замора­живания. Дав ей замерзнуть на 2/3, остаток (рассол) сливают. Если образовавшийся лед соленый, то его растапливают и замора­живают повторно.

Воду из ключей и родников, горных и лесных рек и ручьев можно пить сырой. А вода из стоячих или слабопроточных водоемов требует очистки от примесей и обеззараживания от вред­ных бактерий. В турпоходе гигиена воды имеет огромное значение. В полевых условиях, особенно в населенных районах, вода может быть источником заражения острыми инфекционными за­болеваниями. Вода является промежуточным звеном в механизме распространения многих инфекционных заболеваний: брюшного тифа, хо­леры, дизентерии, туляремии. В воде возбудители ряда инфекции могут долго сохранять свою жизнеспособность.

Очистку воды от примесей производят с помощью фильтров. Простейший из них можно сделать из консервной банки, пробив в ее дне несколько отверстий и заполнив на две трети чистым песком. Для большей надежности процесс фильтрования можно повторить, поменяв в банке песок. Вместо песка можно использовать измельченный уголь, взятый из костра. При наличии кусков ткани можно приготовить более сложный и надежный фильтр, заполняя каждый уровень более эффективным фильтром. Например, первый — травой, второй — пес­ком, третий — углем. Однако такая очистка поможет убрать только механические примеси. Но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться различные микробы — возбудители желудочно-кишечных и иных заболеваний.

Самый простой способ обеззараживания воды в природных условиях при отсутствии специальных препаратов — ее кипяче­ние. Надежнее произвести дезинфекцию воды с помощью специ­альных таблеток — пантоцида, гипохлорида (1 таблетка на 1л воды). Подходят для этих целей таблетки гидропирита (пергидроля), марганцовокислый калий (марганцов­ка), спиртовая настойка 5%-ного йода (2 капель 5% раствора йода на в I л воды). При этом воде надо дать отстояться — 15 — 30 мин. Подобное йодирование вызывает гибель не только болезнетворных микробов, но и яиц глистов. Не следует забывать, что хорошим дезинфицирующим сред­ством являются предметы, содержащие серебро.

На Севере на ведро воды следует добавлять две-три горсти оле­ньего мха (ягеля), и после кипячения в течение 15-20 мин вода станет полностью пригодной для питья. Ягель можно заменить 100-200 г еловых, сосновых, пихтовых, кедровых молодых веток и кипятить воду 30-40 мин. В средней полосе для стерилизации хорошо применять бересту (лучше молодую), кору ивы, вербы, дуба. В горах можно исполь­зовать каменный мох (лишайник), кору лесного ореха из расчета 2-3 горсти на ведро воды с 30-40-минутным кипячением, в степной зоне – ковыль, перикати-поле, тысячелистник. В пустыне употребляют верблюжью колючку, или саксаул (100-150 г на ведро воды) с обязательным кипячением в течение 30-40 мин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал