Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По содержанию курсовой работы
Логическое построение материала студентом зависит от специфики выбранной темы исследования, а также сформулированных в начале работы цели и задач курсовой работы. Таким образом, защищая результаты своей работы, автор защищает и логику построения основных ее разделов (например, необходимость введения того или иного пункта, подпункта). 1. Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой формулируется проблема, обосновывается её теоретическая и практическая актуальность, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, даётся краткая характеристика структуры работы. Объем введения не должен превышать 5% от общего объема курсовой работы (не менее 1, 5-2 стр.). Первый вариант введения должен быть разработан в самом начале курсового исследования, в ходе которого он будет уточняться. Его главная цель – помочь правильно организовать процесс работы. Структура введения 1. Введение начинается с обоснования выбора темы и ее актуальности. Актуальность – оценка своевременности и социальной значимости темы курсовой работы. Для её обоснования необходимо ответить на вопрос почему выбранную проблему надо изучать в настоящий момент в данных условиях. Традиционно рассматриваются два аспекта актуальности: 1) неизученность выбранной темы, 2) возможность решения проблемы на основе проведенного исследования. Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, которые посвящены важным проблемам хозяйствования, решение которых дает значительный социально-экономический эффект. Для раскрытия актуальности темы необходимо начать с краткого описания проблемного состояния объектной области исследования. Нет необходимости описывать полностью сферу деятельности, выбранную в качестве объекта исследования: имеющиеся проблемы следует рассматривать применительно к предмету исследования, оставив в покое всё многообразие противоречий и проблемных ситуаций объекта исследования. При описании проблемного состояния следует опираться на специальную литературу, имеющую прямое и непосредственное отношение к теме курсовой работы. Эти публикации должны быть не только перечислены, но и критически оценены с точки зрения их вклада в решение выбранной проблемы. Из этого небольшого обзора следует сделать вывод о степени изученности: тема еще не раскрыта, или раскрыта частично, а также о необходимости дальнейшей разработки. В данном абзаце необходимо разъяснить, почему тема привлекла внимание студента-исполнителя, а также в чем заключается важность выбранного направления работы для предприятий туристской сферы Байкальского региона, республики, района, города. Для освещения актуальности достаточно половины страницы машинописного текста. Характеристика актуальности темы, как правило, завершается формулированием проблемы исследования, которая недостаточно разработана и освещена в специальной литературе и ждет своего решения, а также описанием объекта и предмета исследования. Объект исследования – это совокупность явлений, предметов и процессов, подвергаемых наблюдению. Одна из трактовок понятия «объект» следующая: это – элементы, структура, процессы, функции и другие составляющие сервисной и туристской деятельности, этой трактовки придерживается кафедра. Объект должен быть четко определен, формулировка объекта должна включать название явления, предмета, процесса. В методологии науки объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования – свойства, функции и отношения объекта, рассматриваемые с конкретной целью в данном исследовании. Предмет исследования характеризует составную часть объекта. В правильно сформулированной теме присутствуют и объект, и предмет исследования. Цель работы – конкретное конечное состояние или искомый результат, который предполагается достичь в процессе исследования. Цель, как известно, должна быть конкретной и должна формализоваться в контрольные параметры или критерии достижения цели, для этого при формулировании цели следует учитывать только непосредственный (прямой) результат исследования: Задачи исследования раскрывают характер и последовательность процедур выполнения исследования: исследование свойств объекта, конструирование, реконструирование, создание объекта, его использование. Достаточно обобщить все процедуры в 3-4 полновесные задачи. Задачи прописываются в логической последовательности их решения и определяют логическую структуру дипломной работы. Текстовое описание решения задач составляет содержание структурных элементов основной части работы: в 1-ой главе будут обсуждаться процедуры, материалы и результаты, приведшие к решению 1-ой задачи. В названии глав и параграфов зачастую отражаются результаты решения задач. Формулировка задач должна начинаться с глаголов в активной форме, например: изучить…, оценить…, выявить…, дать характеристику и др. Информационная и фактологическая основа работы. Приводится описание конкретного материала, с использованием которого была выполнена работа: характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических, электронных), возможно простое перечисление авторов, труды которых послужили теоретической основой (без описания и оценки), результаты проведенного исследования. Здесь же можно обсудить элементы практического применения результатов работы и новизны. Структура работы. Данный элемент Введения содержит обоснование выбранного варианта подачи основного содержания работы, раскрывает композиционные особенности курсовой работы и краткое содержание глав и параграфов основной части работы. Это важная формальная составная часть введения, которая знакомит читателя с содержанием работы и отражает логику исследования. Начинается с формальных фраз – клише: «Данная работа имеет следующую структуру: ….», «Структура курсовой работы включает в себя: ……» и др. Введение целесообразно доработать после выполнения основной части работы, когда появляется возможность более точно и ясно определить актуальность темы, откорректировать цели и задачи исследования, отразить собственные подходы к их решению. По объему введение не должно превышать 1, 5-2 страниц. [Здесь и далее указываются страницы компьютерного текста через 1, 5 интервала, размер шрифта – 14]. 2. Содержание первой главы посвящено рассмотрению теоретических основ изучения проблемы, которые служат основой для дальнейшего изложения материала. Глава начинается с подробной характеристики объекта и предмета исследования: обсуждается понятийная база, структура и содержание и объекта, и предмета, определяется образ/характеристики идеального/стандартного явления или процесса, выявляются несоответствия и противоречия, определяется проблема, подлежащая исследованию в рамках данной курсовой работы. Затем переходят к постановке проблемы, для чего следует начать с рассмотрения истории изучения проблемы: когда и кем впервые была сформулирована данная проблема, кто занимался ее выявлением и изучением/решением, основные результаты разных исследователей. В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные, прокомментировать различную трактовку в научной литературе дискуссионных вопросов, оценить степень изученности исследуемой проблемы, выявить нерешенные вопросы и обосновать возможные пути решения проблемы. Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Проблему часто путают с задачей. Проблема – это противоречие, включающее элементы новых, неизвестных ранее изменений, поэтому так важно рассмотрение изменений проблемы за длительный период для выявления основных тенденций и особенностей развития. Решение проблемы не имеет однозначного, известного способа и всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний типовых схем и алгоритмов, либо выбора необходимого алгоритма из известных. Вопросы теории в первой главе излагаются для обоснования дальнейшего рассмотрения проблем, изучаемых в данной работе. В результате должны быть сформулированы теоретические основы для практического рассмотрения исследуемой проблемы во 2 главе курсового проекта: что рассматривается, как изучается, при помощи каких методов и с чем сравнивается. В завершении главы должно быть сделано обобщение. Примерный объем первой главы – 15-17 страниц. 3. Содержание второй главы: на основе общих теоретических и методических положений, рассмотренных в первой главе, излагается фактическое состояние изучаемой проблемы на примере конкретного объекта (организации, предприятия, отрасли, региона, вида туризма, деятельности). Достаточно глубоко, целенаправленно анализируется и оценивается действующая практика, выявляются закономерности и тенденции развития на основе использования собранных данных, статистической информации за представительный для данного исследования период. Материалы этой главы являются логическим продолжением первой (теоретической) и отражают взаимосвязь практики и теории. Требования к анализируемым материалам: – полнота и достоверность; Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными. – сопоставимость; – целевая направленность для избежания излишней перегруженности текста и нарушения логики работы. Во второй главе курсовой работы студенты должны показать умение самостоятельно анализировать фактический материал, обобщать его, формулировать выводы и предложения. Примерный объем второй главы – 15-17 страниц. 4. З аключение содержит выводы по теме работы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам. Выводы являются концентрацией основных положений работы. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и критической оценки исследуемой проблемы. Заключение рекомендуется писать в виде тезисов без обоснований, которых было достаточно в текстовой части работы; примерный объем заключения должен составлять 5-10% от общего объема курсовой работы (не менее 1, 5 стр.). Следует знать, что члены комиссии не в состоянии ознакомиться со всей курсовой работой, поэтому немаловажную роль при оценке работы играет «Заключение». В Заключении обязательно должны быть представлены итоговые выводы по решению каждой задачи, поставленной во Введении; отсутствие итогов по какой-либо задаче может привести рецензента к выводу о её невыполнении.
|