Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 5-9550-0247-2 5 страница
— Но без конкуренции не будет никакого роста и зачахнет прогресс, — возразил кто-то. — Существует лишь один прогресс — это прогресс любви. Существует единственно достойное развитие — это развитие души. 233 *** — Почему многим людям не удается достичь просветления? — спросили у Мастера. — Потому что они считают потерей то, что в действительности является приобретением. Тут он вспомнил о своем знакомом бизнесмене. Его бизнес процветал, и от клиентов не было отбоя. Когда Мастер поздравил его с успешным ведением дел, тот уныло ответил: «Давай реально посмотрим на жизнь. Посмотри на эти двери. Если через них будут проходить толпы народу, то нам вскоре придется менять петли». 234 Один торговец смог заработать деньги и выбиться из нищеты. Мастер сказал ему: — Один человек боялся своих следов. Поэтому он решил бегать, а не ходить, но этим лишь увеличил количество следов. Ему нужно было сделать лишь одно — остановиться.
235 V* Мастера спросили, как бы он хотел быть похоронен. Он ответил: ) — Оставьте мое тело на пустыре и не беспокойтесь о могиле — земля и небо станут моим гробом, Луна и звезды — траурными факелами, а весь мир — траурными цветами. — Может, лучше кремировать тело? — Слишком много мороки. Да и зачем лишать ворон и муравьев погребального банкета? 237
— Мое страдание невыносимо. — Настоящее никогда не бывает невыносимым. Тебя приводит в отчаяние то, что может произойти через пять минут или через пять дней. Перестань жить будущим. 236
Кто-то сообщил о том, что стал доктором теологии. Мастер, любивший подтрунивать, с невинной улыбкой спросил: — Доктор теологии? А что это за болезнь такая? 238 До Все знали, что Мастер избегал слова «теология», так как оно уже стало избитым. Когда его попросили объяснить подробнее, он сказал: — Теология стала злом, потому что она служит не столько поиску Истины, сколько поддержке системы убеждений. 239 ^* Мастер утверждал, что теологи слишком преданы своим убеждениям: они легко закрывают глаза на истину и отвергнут Мессию, если он появится. По его мнению, философы более объективны — они более открыты для поиска, потому что не опутаны убеждениями. Но, увы, их поиск так же ограничен, ибо в попытке постичь Реальность они полагаются на слова и концепции, тогда как Реальность может постичь только свободный от понятий ум. — Философия — это болезнь, которую может излечить только просветление. Тогда она уступает место притчам и безмолвию. 240
До — Почему так трудно богатому войти в Царство Божье? В ответ Мастер рассказал об одном человеке, которого на лимузине доставили в гостиницу и на носилках занесли в комнату. Решив, что человек парализован, менеджер гостиницы спросил его жену, что случилось. «Он очень богатый человек. Ему нет необходимости ходить», — последовал ответ.
241 V Ученики ознакомили Мастера с эпитафией, которую они сочинили для него: «С НИМ МЫ НИЧЕГО НЕ БОЯЛИСЬ». — Если я нужен вам для храбрости, то мое присутствие служит лишь прикрытием вашего малодушия, а не средством от него. 242 ^* Правитель объявил, что собирается посмотреть на куст с экзотическими розами в монастырском саду. Войдя в сад, он увидел на кусте только одну розу. Ему доложили, что все остальные цветки Мастер срезал. Правитель потребовал объяснений. — Если бы я оставил розы на кусте, то ты не увидел бы ни одной из них. После небольшой паузы он добавил: — Ты привык к толпе. Когда в последний раз ты видел человека? 243 До — Что нужно сделать, чтобы постичь Бога? — Божественное не постигается действием — для этого нужно уметь видеть. — В чем тогда смысл деяния? — В том, чтобы выразить божественное, а не постичь его. 244
Вот как Мастер проиллюстрировал отношение богатых стран к бедным: Ночью человека растолкала жена: — Встань и закрой окно. На улице холодно. Человек вздохнул: — Ради всего святого! Если я закрою окно, разве будет от этого на улице теплее? 245
Мастер разрешал ученикам жить рядом с ним ограниченное количество времени. После этого они должны были заботиться о себе сами. Новичок спросил, почему Мастер придерживается такого правила. — Мастер — это зеркало, которое отражает окружающий мир и тебя самого. Когда ты увидишь реальность, зеркало нужно убрать, чтобы из-за твоего преклонения оно не превратилось в экран. 246
— Как мне измениться? — Ты — это ты. Ты так же можешь изменить себя, как и убежать от своих ступней. — Значит, ничего нельзя сделать? — Можно. Понять и принять это. — Как же я изменюсь, если я приму себя? — А как ты изменишься, если не примешь? То, что не принимаешь, невозможно изменить; это можно лишь подавить. 247
Женщине, восхвалявшей прелести любви, Мастер рассказал о Насреддине, который всячески пытался утешить свою умирающую жену. Женщина открыла глаза и сказала: — Я знаю, эта ночь будет для меня последней. Солнца я больше не увижу. Насреддин, как ты переживешь мою смерть? — Как пережить твою смерть? Я просто сойду с ума! Несмотря на тяжелое состояние, женщина не смогла удержать улыбку. — Ах ты, хитрец! Я тебя хорошо знаю. И месяца не пройдет, как ты женишься. — Ты что! — негодующе воскликнул Насреддин. — Конечно, я сойду с ума, но не настолько же! 248 — Почему я совершаю зло? — Потому что ты околдован. — Чем? — Иллюзорным «я», которым ты себя считаешь. — Так как же прекратить зло? — Понять, что «я» не существует — а значит, его не нужно защищать. 249 ^«* — Что является причиной зла? — Невежество. — Как от него избавиться? — Не усилием, а светом. Не действием, а пониманием. Позже Мастер добавил: — Признак просветления — покой: ты просто отключаешь чувства, когда осознаёшь, что тебя преследуют фантазии, сотканные из страхов. 250 Tv Мастер прекрасно знал, что люди обычно подразумевают под словом «любовь». Он вспомнил разговор между политиком и его другом, который слышал в молодости. — Знаешь ли ты, что на предстоящих выборах против тебя собирается выступить вице-президент? — Негодяй! Но его я совсем не боюсь. Все знают, что он не попал в тюрьму только благодаря своим политическим связям. — Наш секретарь тоже собирается выдвинуть свою кандидатуру. — Что? И он не боится, что обнаружатся его хищения? — Не горячись! Я пошутил. На самом деле я только что говорил с ними, и они оба поддерживают твою избирательную кампанию. — Что ты наделал?! Ты заставил меня плохо высказаться о лучших людях партии! 251 До Почему ты никогда не учишь прощать? — спросил Мастера проповедник. — Я только этому и учу. — Но я никогда не слышал, чтобы ты скорбел о совершённом грехе. — Раскаяние — это не сожаление о прошлом. Прошлое мертво и не заслуживает даже секунды сожаления. Раскаяние же — это изменение ума: совершенно иной взгляд на мир. 252 W Философ долго рассказывал Мастеру о научных исследованиях «объективной реальности». — Ты говоришь не о реальности, а о своем восприятии ее. Ты исследуешь не окружающий мир, а состояние своего ума, — сказал ему Мастер. — Можно ли вообще постичь действительность? — Да, но только тем, кто способен выйти за пределы ума. — А кто способен на это? — Тот, кто отказывается от мощного проектора, именуемого «эго». Когда эго нет, проекция прекращается — и мир обнажается в своей первозданной красоте. 253 FV Мастер услышал, как кто-то сказал: «Если бы моя жена была другим человеком, я бы любил ее больше». И ему вспомнилось, как однажды он восхищался заходом солнца на море. — Какой чудный закат! — обратился он к скучающей даме, стоявшей на палубе рядом с ним, — Да, — вяло ответила дама. — Но не кажется ли вам, что с левой стороны должно быть немного больше розового цвета? — Все вокруг прекрасно, если только ты готов видеть все прекрасным. 254 До — Я горжусь тем, что я — непреклонный судья. — Разве этим гордятся? — А разве нет? — Нет. И у хорошего, и у плохого судьи есть один общий недостаток: он судит. 255 ^, * Посетитель: — Меня подавляет абсолютная никчемность моего существования. Я не совершил ни одного достойного поступка, способного привлечь внимание всего мира. Мастер: — Ты ошибаешься, если думаешь, что внимание мира может сделать твои поступки значимыми. Последовала долгая пауза. — В любом случае, я не оказал на людей никакого влияния: ни хорошего, ни плохого. — Ты ошибаешься, если считаешь, что влияние на других людей может сделать твои поступки значимыми. — Что же делает поступки человека значимыми? — Поступок ради самого поступка! Когда отдаешь ему себя без остатка, он становится бескорыстным, божественным действием. 256 Де Когда один из учеников нарушил правила поведения, все думали, что в назидание остальным Мастер накажет его. Но поскольку в течение целого месяца наказания так и не последовало, возмущенные ученики пришли к Мастеру: — Мы не можем просто так забыть о его проступке. В конце концов, Бог дал нам глаза. — Правильно, но Он дал вам и веки! 9 - 5699 257 — Почему в своих проповедях вы переоцениваете значение страданий? — спросил Мастер. — Потому что нужно быть готовым ко всему, что может произойти в жизни. Мастер ничего не ответил. Позднее ученики спросили его: — Скажи, к чему должны готовить нас страдания? — Вероятно, к еще большему страданию, — улыбнулся Мастер. 258 — Закаляет ли страдание? — Дело не в страдании, а в характере человека. Страдание может стать и бальзамом, и ядом, подобно тому как огонь гончара может либо смягчить глину, либо обуглить ее. 259 fV На вопрос, почему он никогда ни с кем не спорит, Мастер рассказал о старом кузнеце. Отец хотел, чтобы сын стал кузнецом, как и он, а мать мечтала видеть сына дантистом. — Знаешь, я рад, что пошел по стопам отца, ведь если бы я стал дантистом, я умер бы с голоду. И я могу это доказать. — Докажи, — сказал друг. — Я занимаюсь своим ремеслом уже тридцать лет, но никто за это время ни разу не попросил меня удалить ему зуб. Мастер заключил: — Вот на какой логике порой основываются аргументы. Когда ясно видишь, логика не нужна. 260 До — Почему ты постоянно молишься? — спросил Мастер. — Потому что молитва избавляет меня от тяжести. — Так оно обычно и происходит. — Что же здесь плохого? — А то, что ты отвлекаешься от главного и не видишь того, кто эту тяжесть на тебя взваливает. 261 W — Ты слушаешь не для того, чтобы узнать что-то новое, а для того, чтобы найти подтверждение своим мыслям. Ты споришь не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы отстоять свои убеждения, — сказал Мастер. И рассказал об одном короле, который, проезжая через небольшой городок, увидел результаты удивительно меткой стрельбы. Нарисованные на деревьях, сараях и заборах мишени были поражены в самый центр. Он приказал привести к нему этого меткого стрелка. Им оказался десятилетний мальчуган. — Не может быть! — воскликнул король. — Как это тебе удается? — Элементарно, — ответил мальчик. — Вначале я стреляю, а потом рисую мишень. Мастер добавил: — Так и ты — вначале делаешь выводы, а потом возводишь вокруг них стены. Именно таким образом ты и держишься за свою идеологию и религию. 262 Lt; ftl Мастера забавляли оптимистические заявления ученых о том, что современная наука способна изменить Вселенную. Обычно он говорил: — В конфликте между человеком и Природой всегда поддерживай Природу. — Но можем ли мы изменить что-нибудь во Вселенной? — Не ранее, чем научимся подчиняться ей. 263 φ & Всякий раз когда проповедник вспоминал о Боге, Мастер говорил: — Оставь Бога в покое. Однажды терпение проповедника лопнуло. — Я всегда подозревал, что ты атеист, — завопил он. — ПОЧЕМУ я должен оставить Бога в покое?.. ПОЧЕМУ? Мастер терпеливо рассказал ему одну притчу. Священник пришел к вдове, чтобы утешить ее после смерти мужа. — Посмотри, что натворил твой Бог, — вопила женщина. — Смерть не радует Бога, дочь моя. Он скорбит вместе с тобой. — Зачем же Он допускает это? — сердито спросила она. — Мы не знаем об этом, ибо Бог — это Тайна. — Тогда откуда ты знаешь, что смерть не радует Его? — продолжала причитать женщина. — Ну... можно так... предположить... — ЗАТКНИСЬ, — закричала вдова, — оставь Бога в покое! 264 т Активистов задевало мнение Мастера о том, что им нужно меньше действия и больше света. — Света для чего? — спрашивали они. — Чтобы знать, для чего жить. — Мы точно знаем, что жить нужно для других людей. Какой еще свет нам нужен? — не понимали активисты. — Вам нужно понимать, что означает предлог «для», — сказал им Мастер. 265 1M Одному проповеднику Мастер рассказал притчу: Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли. — Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? — спросила сороконожка. — А это уже твоя проблема. Я только даю советы, — ответила сова. 266 fV — Мне нужно найти в жизни твердую основу, какой-нибудь крепкий фундамент. — Давай разберемся. Какая твердая основа у птиц, перелетающих моря и океаны? Какой крепкий фундамент у рыбы, которую река несет в море? 267 W Активист вернулся, чтобы уточнить, какой именно свет ему нужен. — Свет различения между любящим и активистом. Любящий исполняет свою часть симфонии. — А активист? — Поглощен грохотом своего барабана. 268 Sfrfi Мастер не уставал напоминать тем, кто во всем полагался на Святое Писание, что Истину невозможно понять или выразить с помощью ума. Он рассказал об одном директоре, который сообщил секретарше, что не может разобрать ее телефонограмму. — Я не совсем поняла человека на том конце провода, поэтому и записала не очень разборчиво, — ответила секретарша. 269 FV — Ну неужели ничего нельзя сделать, чтобы достичь просветления? — Почему же? — добродушно ответил Мастер. — Можно представить, что ты — пожилая дама, которая давит на стенку вагона, чтобы ускорить движение поезда. 270
Проповедник горячо протестовал против учения Мастера о том, что человек не в состоянии ускорить просветление. — А не ты ли говоришь о том, что все в мире — дар Божий, что наша добродетель — Его милость? — спросил его Мастер. — Верно, но я также проповедую и то, что Господь требует нашего участия. — А! Это все равно что человек, рубящий дрова, требовал бы, чтобы его маленький сынишка помогал ему своим сопением! — весело ответил Мастер. 271 Tte Оказалось, что новичкам труднее всего было привыкнуть к тому, что Мастер был простым человеком и совершенно не отличался от других. Он радовался жизни и получал такое чувственное наслаждение, что совсем не вписывался в их представление о святом человеке. Один из новичков поделился своими соображениями с учеником и услышал такой ответ: — Создавая Мастера, Бог не уничтожает в нем человека. 272 η β * Один религиозный ученик вернулся к разговору о Библии. — Не хочешь ли ты сказать, что Библия не способна дать нам представление о Боге? — Любое понятие о Боге на самом деле Богом не является. Вот почему Бог — это Тайна, о которой ты не имеешь никакого представления. — Что же тогда открывает нам Библия? В ответ на вопрос Мастер вспомнил, как он обедал в китайском ресторане. Музыкант стал играть знакомую мелодию, но ни Мастер, ни его друзья не могли вспомнить, как она называлась. Мастер подозвал элегантно одетого официанта и попросил его узнать, что это за мелодия. Официант пошел узнать, потом вернулся и с удовлетворением ответил: «Это скрипка!» 273 W — Каково понимание, таково и действие. Менять нужно не действие, а мировоззрение. — Что нужно сделать, чтобы изменить его? — Просто понять, что твой способ восприятия мира имеет недостатки. 274
Чтобы проиллюстрировать часто повторяемую аксиому «Человек воспринимает мир таким, каким он его видит, а не таким, каков он есть на самом деле», Мастер рассказал о своем восьмидесятилетнем друге, пришедшем однажды в монастырь мокрым и грязным. — Это все из-за ручья в километре отсюда, — сказал он. — Раньше я легко перепрыгивал его. Но сейчас постоянно приземляюсь прямо посредине. Я просто не заметил, что ручей стал шире. От себя Мастер добавил: — Теперь я осознаю, что каждый раз, когда я наклоняюсь, земля становится все дальше от меня, по сравнению с тем что было в молодости. 275 It* — Есть нечто такое, что не под силу даже Самому Богу! — сказал Мастер ученику, боявшемуся кого-нибудь обидеть. — Что это? — Он не может всем нравиться! 276 До — Ты нуждаешься в одном — в осознании, — сказал Мастер религиозному ученику. — Осознание, осознание, осознание. — Я знаю, поэтому стремлюсь осознавать присутствие Господа. — Осознание Бога — это фантазия, ибо ты понятия не имеешь, что такое Бог. Осознание самого себя — вот что тебе нужно. Позже он добавил: — Если Бог — это Любовь, то расстояние между Богом и тобой — точное расстояние между тобой и осознанием самого себя. 277
Кто-то утверждал, что можно дать абсолютно правильный ответ на любой вопрос морали. Мастер прокомментировал так: «Когда люди спят в сыром месте, они зарабатывают люмбаго. Но это не относится к рыбам. Жизнь на деревьях может быть неудобной и опасной, но это не относится к обезьянам. Так чью среду обитания можно назвать абсолютно правильной: рыбы, обезьяны или человека? Люди едят мясо, буйволы — траву, а деревья получают питание от земли. Чей вкус абсолютно правильный?» 278 Молодой человек с увлечением рассказывал, как он мечтает помогать бедным. — А когда сбудутся твои мечты? — спросил Мастер. — Как только подвернется благоприятная возможность. — Она не подвернется. Она уже здесь. 279 ^«* Один состоятельный человек признался Мастеру, что, несмотря на все свои старания, он так и не смог преодолеть страсти к деньгам. — И ты готов пожертвовать из-за них даже радостями жизни? — поинтересовался Мастер. — Я приберегу радости жизни на старость. — Если только доживешь до нее! Тут он вспомнил об одном разбойнике, который крикнул: — Кошелек или жизнь! На что жертва ответила: — Возьми мою жизнь. Деньги я откладываю на старость. 280 Fv Другому богачу, который в погоне за деньгами подорвал свое здоровье, Мастер рассказал о похоронах одного скупца. Внезапно «труп» пришел в себя, осознал, что происходит, и быстро сориентировался: «Лучше притворюсь мертвым, а то придется оплачивать счет за похороны». Мастер подвел итог: «Многие скорее спасут свои деньги, чем жизнь». 281 V Ученики так до конца и не поняли, почему для того, чтобы измениться и достичь просветления, «делать» ничего не нужно. — Что вы можете СДЕЛАТЬ, чтобы разогнать темноту? — спрашивал Мастер. — Темнота — это отсутствие света. Зло — отсутствие осознанности. Что можно СДЕЛАТЬ с отсутствием? 282 Tv Новичок сказал Мастеру: — Родители велели мне остерегаться тебя. Мастер улыбнулся: — Остерегайся, будь очень осторожен, и ты повторишь судьбу своих родителей — с тобой не случится ничего плохого и ничего хорошего. 283 W — He уверен, можно ли доверять этому человеку, — сказал новичок. — Мастер никогда не просил верить ему на слово: мы всё должны подвергать сомнению, задавать вопросы, оспаривать, — ответили ему ученики. Один из них добавил: — Я страшусь не слов Мастера, а его присутствия. Его слова несут свет, но его присутствие сжигает тебя дотла. 284 V Одна женщина с гневом высказалась в адрес угнетателей страны. Мастер посоветовал ей: «Никогда никому не позволяй опускать тебя настолько низко, чтобы потом ненавидеть его за это». 285 ДО — Если ищешь Бога, то ищешь идеи и упускаешь Реальность, — сказал Мастер. Затем он рассказал о монахе, который жаловался на тесноту кельи, которую ему предоставили: «Я мечтал о келье, откуда мог бы созерцать звезды. А вид из моего окна закрыт этим глупым деревом». Но именно долгое разглядывание этого дерева и привело к просветлению предыдущего обитателя кельи... 286 'A* — Чему учит твой Мастер? — Ничему. — Что же он предлагает? — Все, что пожелаешь, можно получить из его молчания; из его любви; из лучей миллионов солнц, горящих в небе его души, из каждого листика и каждой травинки. 287 W — Все знают, что я ничего не боюсь, — сказал Правитель, — но, признаюсь, один страх во мне все же присутствует... страх смерти. Что такое смерть? — Откуда мне знать? — Но ведь ты — просветленный Мастер! — Возможно. Но еще не мертвый. 288 ^* Ученый показал Мастеру документальный фильм о достижениях современной науки. — Сегодня мы можем орошать пустыни, — ликовал он, — укрощать силу Ниагарского водопада, определять химический состав далекой звезды и атома. Не за горами и полное покорение природы! Фильм произвел впечатление, но Мастер был печален. Позже он сказал: — Зачем покорять природу? Природа — наш друг. Почему бы не направить всю свою энергию на единственного врага человечества — страх? 289 10-5699 ^%* Кто-то из учеников стал расхваливать известного религиозного лидера. Мастер оставался безучастным. Позже он сказал: — Если человек использует свою власть над другими, это не религиозный лидер. — В чем тогда задача религиозного лидера? — Вдохновлять, а не руководить. Будить, а не принуждать. 290 До Ученики приходили в недоумение, когда Мастер говорил, что зло, если посмотреть на него с другой стороны, есть добро, а грех — путь к милости Божьей. И он рассказал о Карфагене, который называли занозой в теле Древнего Рима. Когда Риму в конце концов удалось сровнять крепость с землей, он обрел покой, стал безжизненным и пришел в упадок. — Если бы все зло на земле исчезло, — подвел итог Мастер, — то человеческий дух просто разложился бы. 10' 291 До — Какое наказание я понесу за свои преступления? — Ты осознаешь, что совершил их в невежестве, — сказал Мастер. И добавил: — Именно таким образом ты поймешь и простишь и других, и себя самого; ты перестанешь ожидать мести, которую называешь карой или наказанием. 292 Мастер говорил, что главной причиной несчастья является скрытое удовольствие, которое люди находят в страданиях. Он вспомнил, как его друг сказал своей жене: — Почему бы тебе не уехать куда-нибудь и не развлечься, дорогая? — Но ты же прекрасно знаешь, что я терпеть не могу развлекаться! — раздраженно ответила она. 293 Директор одной компании спросил Мастера о секрете успешной жизни. — Делай счастливым одного человека в день, — последовал ответ. Минуту спустя Мастер добавил: —...особенно, если этот человек — ты сам. 294 Tv Мастер выразил пришедшему к нему с визитом правителю свой протест по поводу жесткой цензуры в стране. Правитель резко ответил: — Ты даже не догадываешься, какой опасной стала пресса в последнее время. — Опасным может быть только отсутствие свободы слова! — ответил Мастер. 295 V Однажды во время беседы Мастер процитировал древнего поэта. После беседы к нему подошла молодая женщина и сказала, что было бы лучше, если бы он зачитывал цитаты из Библии. — Разве этот язычник, которого ты цитировал, познал Господа? — спросила она. — Послушай, женщина, — строго ответил Мастер, — если ты думаешь, что Бог — автор книги, которую ты называешь Библией, то я хотел бы, чтобы ты знала: Он — автор еще одной, более ранней книги, именуемой Вселенная. 296 V Кто-то спросил, почему Мастер так настороженно относится к религии. Разве религия — не самое прекрасное, что есть у человечества? — Все лучшее и все худшее — вот, что дает религия, — загадочно ответил Мастер. — Почему худшее? — Потому что как правило люди становятся достаточно религиозными, чтобы ненавидеть, но недостаточно — чтобы любить. 297 До — Усилия не помогут развить духовность. Главное — научиться смирению. Когда человек падает в воду, не умея плавать, то он пугается и думает: «Я не должен утонуть, я не должен утонуть». При этом он начинает усиленно бить ногами и руками и, выбившись из сил, наглотавшись воды, тонет. Но если бы он освободил голову от мыслей и позволил телу достичь дна, то оно само всплыло бы на поверхность... Вот что такое Духовность! 298 — Одной искренности недостаточно, — часто повторял Мастер. — Нужно прежде всего быть честным. — А в чем же разница? — Честность — это постоянная открытость фактам. Искренность — это вера в собственную пропаганду. 299
Однажды Мастер сказал: — Ты не «победишь» зло до тех пор, пока не увидишь добро, которое оно делает. Это очень озадачило учеников, но Мастер не спешил с объяснениями. На следующий день он предложил им молитву, которая была наспех написана на клочке бумаги, найденном в концлагере Равенсбрюк: «Господи, помни не только добрых мужчин и женщин, но и злых. Помни не только обо всех страданиях, которым нас подвергли. Помни, что эти муки принесли свои плоды — наше товарищество, преданность, смирение, храбрость и щедрость, величие сердца, вдохновившее нас на все это. И когда наступит Судный день, пусть все эти плоды станут им наградой и прощением». 300
Однажды ученик спросил Мастера напрямую: — Стал ли ты просветленным? — Откуда мне знать? — Но кто же знает, если не ты? — Спроси нормального человека — нормален ли он, и он уверит тебя, что нормален. Спроси сумасшедшего — нормален ли он, и он уверит тебя, что нормален!
|