![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неспособность к обучению: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Краткая характеристика.
Многие исследователи давно отметили, что некоторые проблемы обучения у детей сходны с теми нарушениями, которые наблюдаются у взрослых с мозговой патологией. Как самостоятельное направление психологии исследование нарушений способности к обучению получило развитие в начале 60-х годов прошлого века. Следует отметить, что проблемы в обучении испытывает значительный процент детей, поступающих в школы. В ряде случаев эти проблемы связаны с причинами, не имеющими отношения к тем, которые вызывают нарушение способности к обучению. Дети могут испытывать трудности обучения: а) в связи с сенсорными недостатками — плохое зрение, слух; б) в связи с общей неспособностью к обучению; в) в связи с неправильным построением учебного процесса — педагогическая запущенность; г) при недостаточной мотивации учения. В отдельную группу можно выделить детей, перенесших повреждение мозга в пре- или постнатальный период. И наконец, еще одну группу составляют дети с нарушением способности к научению. Они не отстают в умственном развитии, не имеют тех или иных сенсорных дефектов (зрения, слуха), растут в нормальных средовых условиях (семья, школа), но испытывают трудности в поведении и обучении, прежде всего в усвоении навыков чтения и письма (Малых С. Б. и др., 1998). Г. Крайг (2000) считает, что детей, испытывающих такие трудности, можно разделить на две подгруппы. К первой подгруппе относятся дети с трудностями овладения навыками чтения, письма, счета и вычислений. Ко второй подгруппе относятся дети с дефицитом внимания — невозможностью долго сосредоточиваться на предмете при его изучении и дети с гиперактивностью — они не могут в течение длительного времени спокойно выполнять то или иное дело, что ставит их часто в затруднительное положение. Эти расстройства рассматриваются как имманентно присущие индивиду и являющиеся следствием дисфункции центральной нербной системы. Даже если трудности обучения могут быть связаны с другими отклонениями (например, сенсорный дефицит, умственная отсталость, социальные и эмоциональные проблемы) или неблагоприятными внешними условиями (например, культурные различия, психогенные факторы), они все равно не являются прямым следствием этих условий и отклонений (Hynd G. W., е. а., 1997). Основными аспектами этого определения являются: · признание того, что неспособность к обучению имеет неврологическую природу; · определение расстройства научения как «общего понятия» подразумевает, что существует большой разброс расстройств, входящих в это понятие; · «гетерогенная природа» расстройств научения означает, что можно обнаружить много причин трудностей обучения, отличающихся друг от друга.
|